В.В. Давыдов рассматривает учебную деятельность как один из типов воспроизводящей деятельности, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте, поскольку она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом. К содержанию учебной деятельности он относит теоретические знания, которые включают в себя единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий.
Полноценная учебная деятельность состоит из: понимания и принятия школьниками учебной задачи; выполнения ими активных учебных действий (изменения, сравнение, моделирование); действий самоконтроля и самооценки. В младшем школьном возрасте учебная деятельность осуществляется под непосредственным или опосредованным руководством учителя.
Рассмотрю особенности учебной деятельности. По своей структуре учебная деятельность младших школьников воспроизводит строение всякой человеческой деятельности, она также включает в себя три основных компонента: мотивационно-ориентировочный; операционный; контрольно-оценочный. Однако анализ литературы позволяет выделить специфические особенности учебной деятельности:
1) при выполнении учебной деятельности у индивида нет других целей, кроме усвоения социального опыта (Н.С. Талызина);
2) направленность на овладение способами деятельности еще в процессе ее конструирования (В.А. Сластенин);
3) специфические для учебной деятельности потребность и мотив: овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней (В.В. Давыдов);
4) сознательный характер учебной деятельности;
5) социальность учебной деятельности;
6) преобразовательный характер учебной деятельности;
7) учебная деятельность является выражением человеческой активности;
8) учащийся выступает не только в качестве субъекта, но и в качестве объекта учебной деятельности;
9) учебная деятельность имеет место лишь в том случае, если изменения в субъекте – не только результат деятельности, но и отвечают ее целям (Е.И. Машбиц);
10) эмоциональная окрашенность (М.Н. Скаткин).
Учебная деятельность младшего школьника «созревает в недрах игровой и лишь постепенно становится ведущей. В процессе ведущей деятельности младший школьник постепенно овладевает ее развернутой структурой: принятие цели – выбор средств ее достижения – действия по выполнению – контроль и оценка результатов». Поэтому в начальной школе необходимо создание надлежащих условий для формирования у младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности, содержанием которой являются теоретические знания и основанные на них умения и навыки. Полноценная учебная деятельность должна быть основой всестороннего развития младших школьников, ведь прочные умения и навыки формируются у детей только при наличии у них определенных теоретических знаний, а добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности (Давыдов В.В.).
Многие авторы придерживаются мнения, что в процессе учебной деятельности младшие школьники должны овладеть следующими ее основными компонентами:
системами знаний и оперирование ими;
системами обобщенных и частных приемов учебной работы;
целеполаганием и мотивами в процессе овладения знаниями и приемами;
системой обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью.
Учебную деятельность нельзя искусственно вычленять из системы других видов деятельности школьника. Она является моментом целостной жизни человека в школьный период его развития. Учебная деятельность младших школьников практически происходит как учебно-познавательная, поэтому многие авторы отождествляют понятие учебной деятельности и понятие учебно-познавательной деятельности для учащихся школы первой ступени.
Различные аспекты учения, учебной и учебно-познавательной деятельности рассматривались в работах Ю.К. Бабанского, Б.И. Коротяева, И.В. Перви-на, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, на материале математики З.И. Слепкань, М.И. Бурды, Н.Я. Игнатенко, Р.А. Хабиба, Л.М. Фридмана, М.И. Машбица и др.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований можно выделить следующие подходы к определению учебно-познавательной деятельности.
Таблица 1. Подходы к определению учебно-познавательной деятельности
Учебно-познавательная деятельность |
Шамова Т.И. |
Совокупность познавательных действий |
Первин И.Б. |
Процесс систематического усвоения умений, навыков и социального опыта | |
Бабанский Ю.К. |
Система познавательных действий учащихся | |
Щукина Г.И. |
Социальная деятельность, необходимая обществу, которая является совместной деятельностью, формой сотрудничества взрослого и школьника, обеспечивающая как познавательные процессы, так и социализацию школьников | |
Хабиб Р.А. |
Учебная работа учащихся в процессе изучения данного предмета, которая строится как их познавательная деятельность | |
Епишева О.Б. Крупич В.И. |
Форма протекания познавательной деятельности для школьников | |
Есипович К.Б. |
Учебное познание, которое протекает в совместной деятельности с учителем, при его непосредственном или опосредованном руководстве через различные средства управления | |
Ибраева Н.И. |
Взаимосвязанное и взаимообусловленное объединение процессов учения и познания | |
Сенько В.Ю. |
Взаимодействие ученика с содержанием образования, направленное на достижение познавательных и практических целей, обусловленное преподаванием, а также потребностями и реальными возможностями ученика |
Похожие статьи:
Особенности проведения занятий по тестопластике у детей старшего
дошкольного возраста
За последние десятилетия одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики стал способ лепки из теста, или тестопластика. Именно этот способ помогает, по возможности, более полно раскрыть природные свойства и пластическую сущность материала, предоставляя при этом возможности свободной импровизации, полета мысли и фантазии исполнителям. Лепка из теста не требует высоко про ...
Метод проектов» как перспективная педагогическая технология
Работа с проектами занимает особое место в системе образования, позволяя студенту приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что обучаемые сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен: – иметь практическую ценность; – предполагать проведение студентами самостоятельных исследований; – бы ...