Под организацией учебно-познавательной деятельности учащихся понимают определенный порядок дидактического процесса в структурном и функциональном смысле, придание этому процессу необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Рассмотрю различные подходы к понятию «организация».
«Организация» – от позднелатинского «organiso» – сообщаю стройный вид, устраиваю. В толковом словаре СИ. Ожегова организация трактуется как «хорошее, продуманное устройство, внутренняя дисциплина». Согласно «Философской энциклопедии» организация – «упорядочение, налаживание, приведение в систему… объекта, соотношение частей какого-либо объекта». Там же выделяются двойственность понятия «организация», его предметная часть (расположение и взаимосвязь элементов целого) и функциональная часть (действия и взаимодействия этих элементов).
Педагогическая наука опирается на базисные понятия теории научной организации труда. По мнению В.П. Боголепова, организацию можно характеризовать как определенный порядок в структурном и функциональном смысле: взаимосвязь и взаиморасположение элементов некоторого комплекса (предметная и структурная части организации); действия и взаимодействия элементов комплекса (функциональная часть), обусловленных единством целей или выполняемых ими функций и определенными обстоятельствами места и времени. Согласно данной теории организация рассматривается как тот или иной порядок.
Перейду непосредственно к анализу понятия «организация обучения» (Таблица 2), а затем – «организация учебно-познавательной деятельности» (Таблица 3), их структуре и функциям. Как видно из таблицы, практически все авторы определяют организацию обучения как структурное взаимодействие деятельностей учителя и учащихся, на основе чего под организацией обучения мы понимаем именно структурирование, упорядочение, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при их совместной деятельности над определенным содержанием учебного материала.
Таблица 2. Подходы к понятию «организация обучения»
Автор |
Определение |
Особенности |
Р.А. Хабиб |
Структура и взаимодействие учения (учебной деятельности учащихся) и преподавания (обучающей деятельности учителя) при использовании соответствующих возрасту школьников и данному предмету обучающих средств. |
Отмечает взаимодействие деятельностей учителя и учащихся с использованием обучающих средств |
И.М. Чередов |
Упорядочение, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала. Организация обучения преследует цель обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью учащихся со стороны учителя |
Отмечает взаимодействие деятельностей учителя и учащихся и содержание учебного материала |
А.Я. Савченко |
Целенаправленная, взаимосвязанная деятельность учителя и учеников (преподавание – учение), которая имеет определенную структуру и содержание, имеет планомерный, систематический характер и проявляется в конкретных результатах |
Отмечает взаимодействие деятельностей учителя и учащихся и направленность на планируемый результат |
Г.И. Хозяинов |
Деятельность педагога, выражающаяся в обосновании, построении и реализации композиционно-структурного объединения компонентов учебного процесса с целью решения учебно-воспитательных задач в конкретных условиях педагогической действительности |
Рассматривает деятельность педагога как координатора учебного процесса |
К.У. Асимов |
Структура взаимодействия учителя и учащихся, определяющая |
Отмечает взаимодействие деятельностей учителя и учащихся, а также цели и конечный результат этих деятельностей |
Похожие статьи:
Использование компьютера на уроках
В настоящее время во всех школах идет раннее обучение иностранному языку. И порой недостаточно использовать традиционные средства обучения, такие как учебник, картинки и тому подобное. Поэтому все чаще учителя иностранных языков стали использовать на своих уроках компьютер. Основной причиной использования компьютерных программ можно считать то, что часто на уроках иностранного языка процесс вовле ...
Алгоритм деятельности как элемент социально-педагогической технологии
Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии. В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педаго ...