Рассмотрю понятие «организация учебно-познавательной деятельности». В результате анализа литературы в отношении понятия «организация учебно-познавательной деятельности» учащихся школы первой ступени выделяют три подхода его к определению:
1) в качестве деятельности только учителя (В.И. Загвязинский, Л.П. Кныш, В.П. Стрезикозин, Н.А. Семенов, В.П Тарантей и др.);
2) в качестве деятельности только учащихся (М.А. Данилов, М.С. Загородная, С.Ф. Збандуто, В.И. Есипов, Т.М. Николаева, Т.И. Огородников, О.С. Тесемницина);
3) в качестве взаимосвязи, взаимодействия учителя (управление) и ученика, а также взаимодействия учащихся между собой (В.Я. Голант, К.Б. Есипович, Н.Н. Казанцев, Н.В. Попов, И.Я. Лернер, Е.И. Машбиц, А.Я. Савченко, Р.А. Хабиб, В.А. Выхрущ, Г.И. Щукина, В.К. Дьяченко).
Таблица 3. Основные компоненты организации учебно-познавательной деятельности младших школьников
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Деятельность, способствующая пониманию, осознанию и принятию учащимися целей и задач обучения |
1. Понимание, осознание, принятие поставленных целей, осознание мотивов деятельности |
2. Информационная деятельность (ознакомление с новыми знаниями), формирование навыков учебно-познавательной деятельности |
2. Приобретение новых знаний, формирование навыков учебной деятельности |
3. Руководство процессом приобретения знаний, формирования навыков учебно-познавательной деятельности |
3. Процесс чувственного познания, приобретения представлений и знаний для формирования понятий |
4. Руководство процессом познания научной картины мира. 5. Руководство процессом перехода от теории к практике |
4. Познание научной картины мира. 5. Приобретение навыков учебно-познавательной деятельности. |
6. Организация практическо-творческих занятий, направленных на развитие компетенции |
6. Практическое применение знаний, навыков учебно-познавательной деятельности в окружающем мире |
7. Проверка и оценивание компетенции, полученной учащимися в учебно-познавательной деятельности. |
7. Формирование навыков анализа и самоконтроля результатов, полученных в учебно-познавательной деятельности. |
Как видно, подходы 1 и 2 являются лишь различными аспектами рассматриваемого понятия, и лишь подход 3 способствует правильному пониманию вопроса. Это связано с тем, что учебно-познавательная деятельность имеет бинарный характер, поэтому, в ее организации должны рассматриваться две взаимосвязанные и взаимообусловленные деятельности – учителя и учащихся.
Следовательно, под организацией учебно-познавательной деятельности надо понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, отвечающую целям, мотивам и задачам и протекающую в определенном режиме. Термин «специальная упорядоченность» стоит рассматривать как совокупность форм протекания учебно-познавательной деятельности, целей, методов, средств, результатов обучения, которые определяет учитель в соответствии с требованиями к содержанию образования.
Похожие статьи:
Экспериментальное обоснование форм и методов формирования
рефлексивных умений студентов
На основе анализа теоретической литературы и результатов констатирующего эксперимента были сделаны выводы о том, что рефлексивные умения будущих учителей могут быть сформированы следующими путями: 1) Через включение специальных приемов рефлексивного обучения в традиционные педагогические курсы, например, «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Педагогические технолог ...
Основные вокальные навыки, формирующиеся в пении
детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским в ...