Тем не менее, болезнь – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или морфологическими (структурными) изменениями (возможно, теми и другими одновременно), наступающими в результате воздействия эндогенных, т.е. находящихся в организме человека, или экзогенных, находящихся во внешней среде, факторов. Не исключено, однако, что функциональные нарушения деятельности организма – это не что иное, как структурные (морфологические) изменения на достаточно низком уровне организации биологической системы, которые трудно поддаются изучению даже с помощью самых современных методов исследования.
Одним из важнейших направлении в медицине начиная со времен Гиппократа (около 460 – 370 до н.э.), Авиценны (Абу Али ибн Сина около 980 – 1037), является профилактика заболевании. В переводе с греческого профилактика означает предупреждение тех или иных заболевании, сохранение здоровья и продление жизни человека. В последние годы профилактика приобретает огромное значение и особое звучание в связи с тем, что лечение болезни – это очень дорогое удовольствие и предупредить заболевание, сделать все, чтобы сохранить здоровье человека на многие годы, легче, проще и надежнее, чем вылечить болезнь.
Что же следует понимать под термином «профилактика»? Профилактика – это система мер (коллективных или индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе. Заболевания возникают в результате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособительно-компенсаторные возможности организма, а также передаются от больного человека, бациллоносителя, или больного животного здоровому.
В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды организма:
Факторов такое большое количество, что, вероятно, невозможно перечислить все, точно определить, какой фактор совершенно безвреден, а какой очень вреден для человека. Видимо многое зависит от меры воздействия. Однако, несмотря на столь широкое разнообразие факторов, факторы можно ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только для отдельного человека, но и человечества в целом.
По данным академика РАМН Ю.П. Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины, среди факторов, обуславливающих здоровье человека на долю экологических приходится около 20 – 25% всех воздействий; 20% - составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50 – 55%, является образ жизни. Эти данные свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании здоровья, поскольку оно помогает человеку построить правильный образ жизни и грамотно заботиться о своем здоровье.
За последние десять лет министерствами здравоохранения и образования проведена определенная работа по формированию нормативной базы, дающей возможность более эффективно заботиться о здоровье подрастающего поколения.
И все-таки все зависит от самого человека, от его образа жизни, поэтому каждому следует усвоить простую и ясную мысль: здоровье – в наших собственных руках. От нас самих зависит во многом и наша работоспособность, и выносливость, и долголетие. Словом, знать себя – тренировать себя.
Таким образом, здоровый образ жизни – это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья и основанную на выполнении норм, правил и требовании личной и общей гигиены.
Похожие статьи:
Разработка методики повышения эффективности проведения занятий с
использованием ИТ на примере дисциплины «Информатика»
Определяющим фактором эффективности ИТ является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением своих занятий со студентами. Эта подготовка требует решения конкретных вопросов: · отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств ИТ; · прогнозирование возможного воздействия мультимедиа на характер мышления и поведения участников образовательно ...
Методика определения коммуникативной готовности детей «Анализ
процесса и продукта деятельности»
Также оценить уровень коммуникации можно с помощью метода «психологического анализа процесса и продукта деятельности», который позволяет проследить за течением, последовательностью выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой), раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности. Примером такого исследования может быть изучение процесса и продукта ...