Анализ литературы показывает, что в отечественной логопедии накоплен достаточно обширный теоретический, практический и методический материал, касающийся вопросов изучения и развития дошкольников, как при нормальном ходе развития, так и при дизонтогенезе.
Анализируя процесс формирования общей моторики, движений рук и развития речи, можно утверждать, что двигательная и речевая функции у детей с нормальным речевым развитием развиваются относительно равномерно по всем параметрам и достигают к подростковому возрасту довольно высокого уровня.
Изучение детской речи и процесса формирования моторики имеет большое значение для логопедов в связи с тем, что оно позволяет провести разграничение между нормальным и патологическим ходом развития речи и движения, в частности, у детей с общим недоразвитием речи. Анализ структуры общего недоразвития речи помогает понять соотношение первичных и вторичных дефектов.
Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития. У детей с ОНР речевое развитие протекает замедленно и неравномерно, своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными.
Двигательная сфера старших дошкольников с ОНР характеризуется своеобразием развития, проявляющимся в диспропорции всех компонентов моторики и различных параметров каждого из компонентов. В психическом облике детей с ОНР видны отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логопедической ритмики. В связи с поставленной целью нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития речи и психомоторики дошкольников и влияние логоритмики на развитие речи и психомоторики детей дошкольного возраста.
Развитие психомоторики и речи у детей с общим недоразвитием речи идет значительно медленнее, чем у детей с нормальной речью, и имеет особенности, поэтому развитие психомоторных функций у детей является необходимым условием для формирования основных неречевых процессов и речевых функций. Динамика в развитии психомоторики позволяет адекватно оценивать зону ближайшего развития, а анализ и оценка речевой деятельности ребенка дают возможность отобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы, включая логопедическую ритмику. Нормализация речи в сочетании с активной психомоторной, познавательной деятельностью исправляет общее недоразвитие речи за более короткие сроки.
Похожие статьи:
Исторический анализ проблемы преподавания психологии в школе
Методика преподавания психологии во многих странах находится только в начальном периоде своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего XX в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности. История ...
Формирование графических умений и навыков
на уроках ИЗО у учащихся 1-9 классов
В данном параграфе перед нами стоит задача рассмотреть теоретические основы понятий "умения" и "навыки" и процесс их формирования. Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений уча ...