Игра становится основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игры помогают войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. В игре у ребенка первично - моделирование действий с предметами, вторично – общественные взаимоотношения. Игры влияют на все стороны психики ребенка, на развитие личности в целом. Социальные отношения являются фундаментом в развитии мышления, интеллекта и речи. Слово и деятельность способствуют развитию мышления.
«Игра, - представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям дошкольников» [А.В. Запорожец 22,166]. Из ученых и Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев считают, что игра является деятельностью творческой, в которой развивается креативность.
Карл Гросс считал, что игра - есть бессознательная подготовка молодого организма к жизни, источником игры являются биологические механизмы.
В основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка. Ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценностью. Не имея возможности в реальности выполнять ту иную работу, ребенок замещает ее игрой.
Каждый ребенок строго подчиняется правилам, ощущает себя частью коллективной деятельности. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается:
а) от начала к концу.
б) от первой игры к последующим играм той же группы детей.
в) наиболее существенными изменениями в играх происходят по возрастам дошкольников.
Игры подразделяются на:
-развивающие игры
-обучающие игры
-игры-экспериментирования, диагностирования.
-игры-забавы
-компьютерные диагностические игры.
Сюжетно-дидактические игры одновременно относятся, как развивающим, так и обучающим.
Сюжетно-дидактических игры были созданы А.А. Смоленцевой. В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-дидактические игры рассматриваются в связи с деятельностью, у которой в комплекте: цель, мотив, средства. В некоторых случаях можно отметить и результат. Цель игры, в основном, намеренно не ставит ни ребенок, ни взрослый. Ведь цель сливается с мотивом игры, побуждая, направляя неудержимое стремление детей на игру. Удивительным потоком представлений сюжетно-дидактические игры направляют детей к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых. Поэтому педагог должен сориентироваться на применение сюжетно-дидактических игр во время занятий. В сюжетно-дидактических играх дети отражают жизнь взрослых, получая возможности для активного действия.
Такие игры - как деятельность с общественным характером, отражают и изменчивость, поэтому осуществляются комплексными действиями, чем и становится интересней.
Важно направлять игру детей, сохранять самодеятельный и творческий характер игры с использованием косвенных методов. Например, в игре в “Почту ” можно спросить, почему нет тех или иных газет, или как лучше упаковать сумку почтальона, расположить периодическую печать, в каких местах разгружается корреспонденция, как организовать сортировку и как нужно их пересчитывать и т.д. Воображаемая ситуация, преобразует предметную деятельность ребенка в игровую с помощью дидактического материала. В сюжетно-дидактических играх – «Овощная база», «Супермаркет», «Хлебозавод», «Кондитерская фабрика», «Газетный киоск», «Вагонное депо», «Автопарк» применяются математические знания, полученные на занятиях и в совместной с воспитателем деятельности.
В игре с развернутым сюжетом, происходит и постепенное усложнение и по содержанию, и по структуре, где отдельные игровые задачи решаются на основе усвоенных знаний по математике и даются детям в виде игровых правил. В такой игре уместны и разнообразные роли, в которых дошкольники, играя в профессии взрослых, приходят к пониманию смысла труда и воспроизводят его. Дети одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.
Воображаемая ситуация – это результативный момент, а воспроизведение действий (игровая роль) - конституирующий момент игры. Ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Сюжет представляет собой воссоздание в игре логики событий реальной жизни. И иногда дается как содержание развернутой формы сюжетно-дидактической игры. Сюжет и содержание игры – это составляющая активная область, определяющая развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей.
Похожие статьи:
Место обобщений на уроках курса «Человек и Мир»
Урок - форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей. Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы и поэтому представляет собой нечто законченное и вместе с тем явл ...
Роль внеклассной работы в воспитании культуры
энергосбережения
Работа по воспитанию культуры энергосбережения должна иметь обязательное продолжение во внеклассной работе. Это мероприятия, которые учат экономии и бережливости: - экскурсии «Электричество в школе» (Фото 5), «Электричество в моем населенном пункте»; Фото 5 – Во время экскурсии. Стенд «Экономия и бережливость» - викторина «Электроприборы в школе и дома»; - игра «Разведка бережливых дел»; - подгот ...