В настоящее время происходит процесс реформирования дошкольного образования. Федеральные государственные требования определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, планируемые результаты освоения программы – итоговые и промежуточные. В нормативных документах по дошкольному образованию отмечается, что обучение детей дошкольного возраста должно соответствовать принципам развивающего обучения, строиться с учетом принципа интеграции, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В современных условиях изменения структуры образовательного процесса в ДОУ, в частности отхода от системы организованных занятий, отказ от использования игры как фрагмента обучения, диктует необходимость обращения к такому виду игры, как сюжетно-дидактическая, в которую дети играют самостоятельно. В связи с изменениями в организации образовательного процесса в детском саду проблема использования сюжетно - дидактических игр в процессе формирования математических понятий с детьми дошкольного возраста очень актуальна. С точки зрения реализации принципа интеграции образовательного процесса сюжетно-дидактические игры обладают большими возможностями. Этот вид игры выступает как интегратор организации разных сторон математического образования дошкольника. Актуальность применения сюжетно – дидактических игр в процессе обучения элементарным математическим представлениям заключается и в том, что они активно влияют на формирование умственных действий, развитие логического мышления, а главное формирует необходимые компетенции, которые помогут ребенку в самореализации и для жизни в обществе. Федеральные требования также определяют время, отведенное на образовательную деятельность: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями.
Педагогам дошкольного учреждения в образовательной деятельности ДОУ рекомендуется использовать метод проектов, однако в реальной практике ДОУ №333 и Центра развития №111 дети мало отображают математические знания в самостоятельной игровой деятельности. По нашему мнению, в этом вопросе имеется противоречие: между необходимостью включения сюжетно-дидактических игр математического содержания в самостоятельную познавательную деятельность детей, с одной стороны, и отсутствием методических рекомендаций для педагогов об условиях применения этих видов игр в самостоятельной деятельности детей в период внедрения Федеральных государственных требований (ФГТ) к образовательному процессу в ДОУ. Выявленное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия применения сюжетно-дидактических игр математического содержания в группе детей шестого года жизни в самостоятельной деятельности в период перехода ДОУ к реализации ФГТ?
Объект исследования: использование сюжетно-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей 6го года жизни.
Предмет исследования: педагогические условия применения сюжетно-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей шестого года жизни в период перехода ДОУ к реализации ФГТ.
Цель исследования: выявить, обосновать и проверить в эксперименте педагогические условия использования сюжетно-дидактических игр детьми шестого года жизни в самостоятельной деятельности.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
1) Изучение и анализ научной литературы об особенностях сюжетно-дидактических игр математического содержания и педагогических условиях их использования у детей 6го года жизни в соответствии с ФГТ.
2) Проведение экспериментального исследования по выявлению предпочтений детей в выборе игр математического содержания в самостоятельной деятельности и уровня сформированности математических представлений в контрольной и экспериментальной группах.
3) Формирование системы сюжетно-дидактических игр математическим содержанием в форме интеграции с образовательными проектами и реализация еес детьми старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.
4) Анализ результативности экспериментальной работы с детьми по изучению условий применения сюжетно-дидактических игр математического содержания в самостоятельной деятельности детей шестого года жизни. Гипотеза: использование сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием у детей шестого года жизни будет успешнее, если
-соблюдаются принципы организации сюжетно-дидактических игр;
- учитывается особенности методики педагогического руководства;
-применяется интеграция сюжетно-дидактической игры с выполнением образовательных проектов.
Методы исследования – наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей, беседа, педагогический эксперимент, анализ научной и методической психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, сравнение и др., математическая обработка данных эксперимента.
База проведения эксперимента: МАДОУ №333 города Казани Советского района и Центр развития ребенка Детский сад №111 г.Казани.
Методологическая основа исследования: исследования педагогов и психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, Е.И. Тихеевой, М. Монтессори, Ф.Н. Блехер, П.И. С.А. Шмакова, М. Фидлер, Л.В. Глаголевой, З.А. Михайловой, А.А. Смоленцевой, Е.И. Удальцовой и др.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что раскрыты сущность и значение сюжетно-дидактических игр математического содержания; выявлена совокупность педагогических условий их применения в самостоятельной деятельности детей шестого года жизни в условиях внедрения ФГТ.
Практическая значимость: создана система сюжетно-дидактических игр, интегрированных с выполнением образовательных проектов, обеспечивающая повышение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей 6го года жизни; использованы обобщенные материалы исследования и методические рекомендации в работе с детьми Центра развития ребенка Детский сад №111 г.Казани, МАДОУ № 333 , которые могут быть рекомендованы педагогам других дошкольных учреждений в период внедрения в ДОУ ФГТ.
Работа была апробирована на конкурсе инновационных разработок для системы дошкольного образования 17 декабря 2010года в Институте педагогики и психологии Казанского (Приволжского) Федерального университета. Награждена Диплом…….
Работа изложена на 53 страницах, изучено 71 источников литературы, представлено приложений 13, диаграмм - 7, 14 таблиц, проектов – 2, конспектов сюжетно-дидактических игр -14.
Похожие статьи:
Домашняя работа как форма организации внеурочной деятельности младших
школьников в процессе обучения их решению задач
Исходя из приобретенных экспериментальных результатов и на основе обзора путей образования мотивации, нами была предпринята попытка составления и апробации программы по образованию позитивных мотивов к выполнению домашнего задания, ориентируясь на программу формирующего обучения детей в школе. Цель - увеличить познавательную мотивацию учения при применении в выполнении домашнего задания следующих ...
Сущность педагогического взаимодействия
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. В диал ...