Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить предпочтения детей в выборе игр математического содержания в самостоятельной деятельности и уровень сформированности математических представлений в контрольной и экспериментальной группах. Для этого в течение 1 месяца с помощью методов наблюдения за играми детей, бесед с детьми было выявлено предпочтение детей в выборе игр математического содержания. Уровень сформированности знаний по математике продиагностировано посредством сюжетно-дидактической игры «Магазин». Цель: выявить игровые предпочтения дошкольников и умение старших дошкольников самостоятельно использовать сюжетно-дидактические игры в свободной деятельности. В первой части исследования испытуемым задавались вопросы:
1 .Какие ты знаешь игры?
2.В какие игры ты любишь играть?
3.Умеешь ли ты играть в эти игры? (ребенку предлагается 8-10 различных видов игр, соответственно возрасту).
Анализ ответов дошкольников на первый вопрос позволил распределить детей по классификационным особенностям называемых игр и сделать заключение о незначительном уровне осведомленности детей и возможно доступности для них сюжетно-дидактических игр. Ответы детей на второй вопрос подтвердили нашу гипотезу о том, что среди предпочитаемых в основном назывались игры либо не требующие атрибутики, либо игры, находящиеся в наиболее доступном детям расположении. Кроме того убедились в том, что самостоятельно дети не применяли математические знания в игровой деятельности. Провели и математическую обработку полученных результатов. Если ребенок показывал интерес к математическим знаниям в процессе игр и применял математические знания, то ему присваивали 3 балла. Если ребенок проявлял ситуативный интерес к использованию в игре математических знаний, после вмешательства педагога пытался воспроизводить математические представления, ему присваивали 2 балла. Если ребенок затруднялся воспроизводить математические знания даже после стимуляции педагога, то ему присваивали 1 балл. Далее высчитывался общий балл и проводилось сравнение уровней предпочтений детей в выборе игр по каждому выделенному виду игр, в том числе математического содержания. Результаты проведенной оценочной сюжетно-дидактической игры «Магазин» дается в приложении 7. Количественные оценки свидетельствуют о том, что в обеих группах были дети с высоким уровнем предпочтений к сюжетно-дидактическим играм, так и с низким уровнем. Наибольшее количество баллов в экспериментальной группе у Сидоркиной К. 4,9 балла. А наименьшие баллы по сравнению с другими в группе у Мингазова Р.И Гарифуллина Э. по 3,9 баллов. В контрольной группе у троих детей высокие баллы: (Зиганшина Д., Иванова С., Лебедева С.) по 4,4 балла. Самая высокая у Когогиной Маши (4,5 балла). В этой группе у Альмиева Марата наименьший балл – 3,9.
Исследование по изучению предпочтений дошкольников в выборе игр проводилось дважды: перед началом и в конце эксперимента. Результаты представлены в таблице №1,1а (Приложение 2,3). Анализируя эти данные, можно утверждать, что на констатирующем этапе эксперимента обе группы находились почти на одном уровне предпочтения. Разница колеблется в среднем от 2 до 8 баллов.
Далее проводилось изучение уровней сформированности математических представлений у детей контрольной и экспериментальной групп. Для этого были выделены критерии оценки уровня математических представлений у детей 6го года жизни по диагностикам Программы воспитания и обучения в детском саду. Критерии приведены в таблице 2.
Таблица 2. Критерии оценки уровня математических знаний для старшей группы дошкольного возраста (по пятибалльной системе).
Критерии |
Количество баллов |
*Ребенок выделяет составные части группы предметов, считает (отсчитывает в пределах 10), правильно пользуется количественными и порядковыми числительными, сравнивает предметы, рядом стоящие числа в пределах 10. Сравнивает предметы разной величины, различает форму предметов, обозначает словом свое местонахождение среди предметов и людей, называет последовательно части суток, называет текущий день недели *Выполняет то же самое, но с некоторыми неточностями и с некоторой задержкой. |
5 4 |
*Считает в пределах 10, различает форму предметов, сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10, сравнивает предметы разной величины с помощью взрослого и наводящих вопросов |
3 |
*Выполняет все пункты с помощью взрослого и наводящих вопросов |
2 |
*Отказывается от ответов, или отвечает лишь частично на наводящие вопросы взрослого |
1 |
Похожие статьи:
Реализация идей поддержки в деятельности зарубежных педагогов
В мировой системе образования широко известен термин «school-counselling and quidance» - помощь в любых затруднительных ситуациях выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле - процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей. В английском языке отс ...
Модель психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в
развитии в условиях общеобразовательной школы
Организация процесса обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта опирается на достижения психологии умственно отсталого ребенка, которая оформилась как самостоятельная ветвь психологической науки довольно давно. За время своего существования она накопила довольно значительный круг сведений о тех своеобразных чертах, которые отличают учеников вспомогательной школы от их нормально развивающ ...