Учитывая принципы организации сюжетно-дидактических игр, особенности методики педагогического руководства мной были применены в работе 2 проекта: «Зайка-Знайка» и «Домик для Петрушки». Чтобы дети играли в самостоятельной деятельности в сюжетно-дидактические игры, я решила привлечь их к этому с помощью метода проектов с серией сюжетно-дидактических игр. В приложении 13 дается весь проект « Домик для Петрушки». А в этой главе рассмотрим работу по проекту «Зайка-Знайка».
Цели, задачи формирующего этапа эксперимента: в рамках проекта «Зайка-знайка», «Домик для Петрушки» добиться повышения уровня развития математических представлений у детей старшей группы ДОУ №333 г. Казани, заинтересовать детей сюжетно-дидактическими играми в своей самостоятельной деятельности. А с детьми из Центра Развития №111 сюжетно-дидактические игры эти не проводились.
В первый проект были включены серии сюжетно-дидактических игр. На первом этапе проекта «Зайка-знайка» в ходе сюжетно-дидактической игры приходит в гости Зайка, который много знает по математике. Зайка привлекает детей элементами занимательной математики, и вручает детям красочно оформленную открытку от деда Зайки-Знайки, который хочет к ним гости. Но Зайка-Знайка просит детей, чтоб они тоже смогли помочь его дедушке показать свои знания по математике, чтобы дедушка выздоровел. На втором этапе мотивом всей проектной деятельности становится желание детей хорошо усвоить математические знания и помочь дедушке Зайки-Знайки. Целью данной проектной деятельности: показать эффективность применения сюжетно-дидактических игр, в целях развития математических знаний, для повышения интереса к сюжетно-дидактическим играм и применению их в самостоятельной деятельности, воспитывать нравственные и гуманные качества. На третьем этапе: планирование деятельности и определение средств реализации проекта. План работы делился на разделы:
1.Обогащение «педагогической копилки» педагога сюжетно-дидактическими играми.
2.Подготовка и проведение сюжетно-дидактических игр.
3.Создание эмоционально-благополучной атмосферы.
4. Изучение предпочтений выбора детьми игр математического содержания в самостоятельной деятельности.
5.Выявление уровня использования детьми шестого года жизни в самостоятельной деятельности сюжетно-дидактических игр.
Соответствие основным положениям организации самостоятельной деятельности, позволяет повысить внедряемость сюжетно-дидактических игр в самостоятельную деятельность детей:
-была преобразована развивающая среда, учебная комната использовалась в качестве технологического средства формирования самостоятельной деятельности;
- включены в содержание самостоятельной деятельности материалы для этих игр, направленных на ее формирование; обеспечены системное формирование самостоятельной деятельности с использованием модели ее организации; предоставлена обучающая информация, направляющая работу ребенка с учебным материалом по другому сюжету; поддержаны дети, играющие в сюжетно-дидактические игры математического содержания; реализован индивидуально - дифференцированный подход к детям при организации их самостоятельной деятельности.
Перечень сюжетно-дидактических игр в проекте «Зайка-Знайка» для детей 6 года жизни дается в таблице, сюжетно-дидактических игр для проверки знаний и умений детей старшей группы предоставлено в таблице.
Сюжетно-дидактические игры были выбраны или разработаны такие, какие удовлетворяли бы потребность детей в познании окружающей действительности. Например, игре « Магазин» создается такая ситуация, в которой возникает необходимость пересчитывания предметов, измерение материала, умение обходиться с «деньгами». Детям также интересны сюжеты игры с использованием игрушечного и настоящего ноутбука. Они с воодушевлением набирают пароль и логин, начинают понимать быстрее понятия смс, носитель и т.д. Некоторые элементы (река времени в грядках) в сюжетно-дидактических играх проекта «Домик для Петрушки» могут развить у детей возможности материализовать мыслительную деятельность вне времени. Это создает эффект чуда. Хотя дети сами этого и не понимают, но они в некоторые моменты начинают работать, подчинив ум сознанием сердца. Ведь ум разделяет, анализирует, а сердце объединяет. Поэтому у них все начинает получаться коллективно, без преград. Даже отстающий, казалось бы, ребенок достигает хороших результатов. Естественно, выделить в деятельности взрослых математические отношения и способы их определения дети выполняет тоже совместно с педагогом.
Сюжетно-дидактические игры в экспериментальной группе под контролем воспитателя проводились 2-3 раза в неделю. Дети в ходе изготовления простых моделей и пособий для игры происходило часто деловое общение. Этот вид работы продолжается и дома с родителями, при выполнении заданий по изготовлению простых пособий или моделей.
Похожие статьи:
Практические основы рекреационно-оздоровительных занятий
Экспериментальной базой исследования являлась специальная (коррекционная) образовательная школа 3–4 вида для детей с отклонениями в развитии. В качестве испытуемых выступили дети 3 класса. Исследование было организованно в несколько этапов: · Проведение диагностики физического развития; · Разработка системы подвижных игр; · Проведение системы подвижных игр на уроках физической культуры; · Проведе ...
Разучивание песен - метод развития устной речи школьников
Песенный и музыкальный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как ее развитие в значительной степени зависит от развития их речевой деятельности на родном языке. Речевые клише вводятся и зауч ...