В основе понятия «образование» лежит слово «образ». Священное Писание свидетельствует о сотворении человека Богом по образу и подобию Своему. В Библии не уточняется, в чем именно состоят образ и подобие Божие в человеке, Святые отцы усматривали образ Божий преимущественно в духовной природе человека, в возможности преодолевать свою чувственную природу, возвышаться над законами материального мира, во власти человека над природой, в возможности достижения бессмертия, в разумности человека, в свободе, в совести, в творческих дарованиях, в способности человека ответить на любовь Божию своею любовью к Нему и к Его творению, в чувстве ответственности человека за все творения. Образ Божий в людях хотя и затемняется после грехопадения, но все же сохраняется, оставляя возможным наше спасение.
В основе православного подхода к обучению лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе обучения, когда процесс обучения направлен на готовность человека осознать, понять и вместить Богом данные знания, когда эрудиция дополняется интуицией, живым опытом Богообщения. Образование сводится не к доказательству истины только силою разума, а к познанию истины как откровения, свидетельства и описания. Традиции православной педагогики сохранились во всей своей полноте и в Русской Церкви.
педагогика святость православный духовный
Святость – вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый. Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека. Нормой становится его постоянный рост, постоянное развитие. «Человеком нельзя быть, – заметил А.А. Ухтомский, – им можно лишь делаться». Показателем развития является сам человек-то, как он меняется по сравнению с собой. Это уже не только развитие как «организма», а личная история человека, которая вплетается в историю человечества.
Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует, что истинное человеческое бытие – именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни. Точка соединения – крест – есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное – и есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир.
Высшего единения достигает Православный народ в Церкви, участвуя в таинстве Святого Причащения. Причащаясь Плотью и Кровью Христовой, все несут в себе единую Плоть и единую Кровь, все становятся братьями и сестрами во Христе. Вот почему в Православном мире принято обращение «братья и сестры». Таинство объединяет не только людей между собой, но и соединяет каждого и всех с Самим Христом.
Особенностью русского (многонационального) народа является практическое совпадение народных и Православных религиозных воззрений. Православная традиция определяла уклад жизни человека в России даже в том случае, когда он сам себя не признавал человеком верующим. Исходя из этой особенности, присущей в основном только России, мы считаем, что традиционную педагогику русской цивилизации следует называть Православной.
Основной средой, в которой совершается процесс непрерывного образования, является семья. Она как часть общества несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. В основе российской традиции лежат религиозные воззрения народа. В настоящее время семья практически отчуждена от школьного образовательного процесса, что, по нашему мнению, является одной из главных проблем современной педагогики. Ребенок, пришедший в школу, является носителем национальных, религиозных, социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностей семьи. Встречаясь с ребенком, школа встречается с семьей. Именно семья должна быть активно вовлечена в современное образовательное пространство.
Похожие статьи:
Критерии результативности деятельности классного руководителя
Измерить эффективность работы классного руководителя сложно, т.к. сфера деятельности его очень широка (по функционалу: организационно-координирующая, коммуникативная, аналитико-прогностическая, контрольная функции). При таком объеме работы и гуманитарной направленности деятельности классного руководителя, нелегко добиться объективности в оценке его труда. Но педагогу – профессионалу необходимо от ...
Роль
и место способов интеграции в начальной школе
Интеграцию обучения сегодня пытаются внедрить прежде всего на его первом этапе – в начальной школе. Сущность интеграции многокомпонентного содержания начального образования заключается в том, что она даёт возможность ребёнку воспринимать предметы и явления целостно, разносторонне, системно и эмоционально. По существу, интеграция обучения имеет целью уже в начальной школе заложить основы целостног ...