Предмет православной педагогики. – Воспитание синонимично воцерковлению. – Раскрытие образа Божия в человеке – задача образования. – Обучение как акт покаяния.
Реальное обращение человека к духовной жизни есть творчество и непрерывный процесс, в котором изначально согласованы бытие человеческое и бытие Божественное, две воли – человеческая и Божественная. Этот процесс преображения жизни человека начинается с внутреннего нравственного самоопределения, с момента осознания своего подлинного положения в мире, с сыновнего отношения к Богу, с желания следовать воле Божией, выполнять Его заповеди. Нравственное самоопределение человека порождает в нем стремление к духовной жизни, к духовному рождению. Душа, открывшаяся для вечной жизни, преображается Божественной Благодатью, духовно совершенствуется. Степень преображенности и уровень духовного совершенства зависят от совершаемого человеком аскетического подвига, без которого нет постоянного духовного развития как условия спасения и вечной жизни.
Рассматривая процесс становления человеческой личности как этапы, проходящие от нравственного самоопределения к духовному рождению и духовному совершенствованию, требующему аскетического подвига, православная педагогика опирается на православное нравственное богословие, на учение Православной Церкви о зарождении и развитии духовной жизни человека. Процесс обретения личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта и является предметом православной педагогики.
Определяющее значение для духовного становления человека имеют Церковь, семья и школа. Эти сферы бытия взаимозависимы. Дух Церкви пронизывает семейную жизнь православного человека и способствует его духовному становлению и нравственному самоопределению. Школа, влияя на мировоззрение человека, может способствовать духовному совершенствованию личности, если содержание образования направлено на вхождение ученика в мир культуры, если дух школы есть дух истины и правды. Школа может быть источником конфликтов как внутренних, так и внешних, если пытается неквалифицированно вторгаться в области духовного бытия, область личную, а в детском возрасте – и семейную. Это часто происходит из желания школы, кроме знаний и социально-культурного опыта, дать учащимся и опыт духовный, опыт религиозной жизни. Школа, возлагая на себя обязанность религиозного просвещения, что является одним из основных условий освоения культурного наследия предыдущих поколения, не должна возлагать на себя задачи религиозного воспитания. Если семья делегирует часть своих полномочий в этой сфере школе, то существующее законодательство позволяет организовать на базе учебного заведения религиозное образование.
Православная педагогика как часть христианского богословия есть только средство, только некая совокупность знаний, долженствующая служить, по мысли В.Н. Лосского, той цели, что превосходит всякое знание. Эта конечная цель есть соединение с Богом, или обожание. Путь православной педагогики – это путь от мышления к созерцанию, от познания к опыту.
Светская педагогика понимает жизнь человека как временный период, ограниченный рамками земной жизни, законченный и самоценный. Православная педагогика рассматривает бытие человека в категориях «вечности» и «бессмертия» и направляет воспитание на конкретную личность, которая связана ответственностью перед Богом не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций народа, частью которого она является, и судьба которой уходит в эсхатологическую перспективу, к которой мы все приобщаемся через смерть.
Православная педагогика признает реальность духовной основы человека и реальность духовного мира как мира духов, в том числе и духов демонических. Опыт православного воспитания показывает, что нельзя «организовать» духовную жизнь в человеке через развитие его психофизических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии.
Воспитание может быть правильно поставлено, когда оно понимается как спасение. Только в такой постановке воспитание обретает свой смысл как подготовка к жизни в вечности уже здесь, на земле. В основе православного миросозерцания коренится мысль о невозможности спасения вне Церкви. Воцерковление личности приводит к ее спасению – это и является основной педагогической проблемой.
Воспитание определяется как процесс воцерковления личности. Сразу оговоримся, что воцерковление мы понимаем шире религиозного воспитания. Воцерковить – значит освятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не только цель развития личности, а цель спасения человеческой души от власти греха и смерти. Спасение не отрицает развития, но лишает его стихийной самоценности. Вне спасения развитие понимается как самореализация, которая, как правило, разжигает страсти и питает гордость человеческую. В рамках спасения развитие реализуется в формах служения и жертвенности.
Похожие статьи:
Этапы развития игры
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особен ...
План-конспект ведения календаря природы с детьми старшей группы в течение
третьей недели сентября
Внесение календаря. В конце второй недели сентября (в пятницу) воспитатель вносит в группу две страницы календаря: «Условные обозначения» и «Сентябрь». Показывает их детям и объясняет, что с понедельника следующей недели они начнут наблюдения за природой. Рассматривает с детьми эти страницы, объясняет условные обозначения. Затем вывешивает их в уголке природы. Наблюдение первое (понедельник
). На ...