Особенности навыков чтения у детей с нарушением интеллекта

Общеизвестно, что от уровня практического овладения словесной речью зависит приобретение различных знаний. Только речь, опирающаяся на достаточный словарный запас, может обеспечить полноценное общение с окружающими, стать основным средством познавательной деятельности, это осуществляется на уроках развития связной речи, уроках чтения и литературы.

Чтение как один из видов речевой деятельности – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Так же чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющей собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. Психологи выделяют в становлении навыков чтения три этапа: аналитический, синтетический и автоматизированный. На первом этапе зрительно воспринимаемой единицей является буква или слог. Поле зрения у ученика в этот период очень ограниченно. На данном этапе, освоив послоговое чтение, ребёнок предпринимает попытки догадаться о слове в целом, основываясь на первом слоге, но смысловая догадка не работает на уровне слога и ребёнок ошибается.

На этапе синтетического чтения единицей становиться слово. Продолжает развиваться процесс прогнозирования. Основываясь на прочитанном слове, процесс становиться более успешным, хотя возможность ошибок не исключается. Использование смысловой догадки у умственно отсталых детей может превратиться в угадывание на данном этапе, но не следует резко одёргивать ученика, потому что сама тенденция очень позитивна. Она – залог развития навыка беглого чтения. Овладение словесной системой перестраивает все остальные психические процессы у ребенка, и слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия.

Единица чтения автоматизированного этапа - синтагма или предложение. Понимание начинает опережать процесс произнесения читаемого, поскольку определённый отрезок текста зрительно схвачен и осмыслен быстрее, чем произнесён.

В обучении умственно отсталых детей все три этапа прослеживается хорошо, поскольку они растянуты во времени. Однако, как показывают исследования, не все умственно отсталые дети достигают автоматизма в чтении. Причиной является нарушение осознания читаемого, слабое развитие смысловой догадки.

Умственно отсталые учащиеся оказываются не в состоянии полностью овладеть умением опережающего осмысления ещё не до конца произнесённого текста, хотя беглость чтения, как техническая сторона этого процесса, у них может быть сформирована.

В исследовании В.Я.Василевской (1961) анализируются трудности которые испытывают умственно отсталые школьники при осмыслении текста. Дети с трудом устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность; оказываются не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения. Даже имеющийся у детей опыт не всегда помогает правильному усвоению содержания произведения. В результате фрагмент текста перестаёт быть частью целого и становиться исходным пунктом для своих, лишь ситуационно близких ассоциаций, часто далеко уводящих от содержания текста.

Как показал анализ литературных источников, процесс овладения навыками чтения для ребёнка очень трудный. Умственно отсталый ребёнок проходит три этапа: аналитический, синтетический и автоматизированный. Ребёнок пользуется смысловой догадкой. Из-за особенностей психических процессов не все учащиеся достигают автоматизма в чтении. Неустойчивость внимания учащихся ведёт к тому, что дети, быстро утомляясь


Похожие статьи:

Модели игровых уроков в географии
игровой урок география знание Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок — нечто застывшее и нерушимое. Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение так ...

Методика работы над орфограммами, регулируемыми правилами
В работе над орфограммами, регулируемыми правилами выделяются два этапа: ознакомление с орфограммой и правилом; формирование орфографических умений. Ознакомление с орфограммой и правилом складывается из следующих элементов: восприятия слов; ознакомления с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным признаком орфограмм данного типа; запоминания и воспроизведения учащимися нового правила ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru