На современном этапе образования острой становится проблема речевой и связанной с ней аналитико-синтетической деятельности ребёнка с особыми образовательными потребностями. Общеизвестно, что от уровня практического овладения учащимися словесной речью зависит успешное приобретение различных знаний. Основное компенсаторное направление работы по развитию речи осуществляется на уроках чтения и литературы, где особое место отдается использованию и применению словесных методов.
Словесные методы применяются учителями специальных (коррекционных) школ достаточно широко. Этот метод оказывает огромное влияние на речевую, познавательную, воспитательную деятельность и так же на состояние эмоционально-волевой сферы школьников.
Использование словесных методов является не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательного процесса в школе.
Данная группа методов значительно повышает уровень речевого развития ребёнка, обогащает словарный запас и помогает избавиться от таких особенностей речевого недоразвития как: замещение, аффиксальное смещение, повторы, замены и т.д.
Однако вопросы непосредственно связанные с особенностями применения словесных методов, недостаточно разработаны и мало проведено исследований в плане их влияние на речевое развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.
Исследования влияния особенностей использования словесных методов на учебный процесс и развитие речи ребёнка представляет определённый интерес, так как имеющиеся у учащихся трудности в развитии познавательного процесса и эмоционально-волевой сфере можно корригировать с помощью применения методов данной группы на уроках и в обычной жизни.
Специальные исследования влияния словесных методов на речь и познавательную деятельность ребёнка с аномальным развитием Аксёнова А.К.(1994), Гилевич И.М. (1988), Зикеев А.Г. (1996), Лусс Т.В. (2001) и др. не решают всего круга вопросов связанных с особенностями данных методов и способами их влияния на учебную деятельность ребёнка.
Проблема исследования.
Применение словесных методов на уроках чтения и литературы является неотъемлемой частью успешного усвоения школьной программы и имеет большое значение для развития ребёнка. Существует немало работ посвящённых данному вопросу, но нет единых подходов для их решения.
Объект исследования.
Особенности использования словесных методов на уроках чтения в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Предмет исследования.
Процесс применения и влияния словесных методов на ребёнка с проблемами в развитии на уроках чтения.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что использование на уроках чтения приёмов, входящих в состав словесных методов, будет способствовать коррекции речи и развитию аналитико-синтетической деятельности детей с нарушением интеллектуального развития.
Цель исследования.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения словесных методов на уроках чтения и литературы, показать их особенности и рассмотреть как данные методы будут влиять на развитие психических процессов и аналитико-синтетической деятельности ребёнка.
Задачи исследования.
1.Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Рассмотреть словесные методы в теории и практике.
3.Выявить влияние словесных методов на развитие аналитико-синтетической деятельности и речи детей с проблемами в развитии.
Методы исследования
, определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относиться анализ медицинской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребёнка, наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, оценка результатов.
Теоретическая значимость
, определяется тем, что результаты работы позволят расширить и углубить научные знания и представления об особенностях использования словесных методов на уроках чтения и литературы и определить влиянии данных методов на развитие аналитико-синтетической и речевой деятельности ребёнка с проблемами в развитии.
Практическая значимость,
заключается в выявлении более эффективного применения словесных методов на уроках чтения и их влияние на основные психические процессы, и речь ребенка с проблемами в развитии.
Организация исследования
. Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида №6, во 2 «А» классе. В классе учатся 12 человек из них 7 девочек и 5 мальчиков.
Похожие статьи:
Конспект урока «золотые россыпи народной педагогики»
Преподаватель: Баева Г.И. Тема: Золотые россыпи народной педагогики Цель: 1.Приобщать студентов к народному творчеству. 2.Обогатить содержание воспитательного процесса. 3.Выявить умение применять знания по народной педагогике в практической деятельности, умение организовать самостоятельную работу и анализировать результаты труда. 4.Познакомить с идеями народной педагогики великих людей. 5.Воспиты ...
Рекомендации по совершенствованию работы директора школы
Итак, как мы выяснили, работа директора школы является добросовестной и качественной. Имидж директора школы на высоком уровне. Директор данной школы является позитивным и справедливым человеком. Отношения между персоналом являются практически бесконфликтными, а то во многом заслуга директора школы. Именно она выбирает персонал, а также не создает ситуаций для конфликтов (справедливость в распреде ...