Темперамент и проблемы воспитания

Страница 1

Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, правильно представлять себе, в частности, свойства темперамента. При кратковремен­ном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динами­ческой стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведе­нии и деятельности в разных обстоятельствах, можно отли­чить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента. Важным приемом изучения своеобразия дина­мических проявлений является сравнение учеников друг с дру­гом в равных, по возможности, условиях.

Для отнесения ученика к определенному типу темперамен­та следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:

1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью на­пора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воз­действовать на окружающее и изменить его, преодолевать пре­пятствия.

2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмо­ция становится побудительной силон поступков, а также ско­рость, с которой происходит смена одного эмоционального со­стояния другим.

3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, рез­кости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.

Нужно учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте — своя специфика активности, эмоциональности и моторики. Так, в младшем школьном возрасте характерные черты активности — легкость пробуждения интереса, готовность обратить внимание на лю­бые внешние раздражители и недостаточная длительность со­стояния сосредоточенности — связаны с относительной слабо­стью, чувствительностью нервной системы детей. И эмоцио­нальность в эту пору жизни, и моторика, конечно же, иные, чем, скажем, в подростковом, а тем более в юношеском возра­сте. Признаки того или другого типа темперамента у ребенка не могут рассматриваться в отрыве от его возраста, они всегда выступают на соответствующем «возрастном фоне». Энергия, страстность холерика, если они направлены на достой­ные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигатель­ная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспи­тания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника — ценные осо­бенности, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутст­вие торопливости флегматика — ценные свойства. Но в небла­гоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глуби­на и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхоли­ка — ценные черты, но при недостатке соответствующих вос­питательных воздействий у представителей этого типа может развиться расположенность целиком погружаться в собствен­ные переживания, излишняя застенчивость.

Таким образом, одни и те же исходные свойства темпера­мента не предопределяют того, во что они разовьются — в до­стоинства или в недостатки. Поэтому задача воспитателя долж­на заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (это и невозможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положи­тельных сторон каждого темперамента и одновременно помо­гать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Важным показателем темперамента школьника является подвижность, живость. Известно, что некоторые учащиеся ха­рактеризуются мобильностью в моторике, быстрым возникно­вением и прекращением эмоций, подвижностью в интеллек­туальной деятельности. Другие — инертны в движениях, с медленным возникновением и неярким протеканием эмоций, малой подвижностью мысли. Все это — проявление темпера­мента по показателю живности, мобильности. Для холериков, сангвиников характерна большая подвижность, для флегма­тиков и меланхоликов — малая.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Анализ результатов исследования мотивационных факторов выбора профессии у школьников
На данном этапе эксперимента мы провели работу по формированию мотивационных факторов у старшеклассников. Для этого мы провели серию занятий, план которых приведен в приложении 4. Занятия были направлены на формирование критериев, определенных в начале экспериментального исследования - познавательного интереса, самооценки склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональную напра ...

Темперамент и проблемы воспитания
Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, правильно представлять себе, в частности, свойства темперамента. При кратковремен­ном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динами­ческой стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru