Многословное, сбивчивое объяснение ведёт к тому, что дети утомляются, у них притупляется внимание, падает интерес к игре. При объяснении игры надо рассказать самое главное.
Вот примерное объяснение игры.
Руководитель физического воспитания. «Сегодня мы поиграем в игру, которая называется «Охотник и зайцы». Вы все будете «зайцы», а Витя — «охотник».
Места зайцев будут на этой стороне площадки. Перейдите все на эту сторону и встаньте рядом не очень близко друг к другу. Каждый заяц начертит себе круг (раздаёт маленькие папочки).
Витя, а ты встань сюда, здесь будет место для охотника (показывает место в одном из углов площадки). Начерти здесь круг. Дети, у всех готовы кружки? Валя, собери палочки в коробку. Вы, зайцы, будете прыгать по всей площадке легко, мягко опускаясь на травку. Миша, покажи, как прыгают зайцы. (Миша показывает.) Хорошо, правильно. Когда я скажу «охотник», все зайцы побегут к своим кружкам; охотник, не сходя с места, будет стрелять в зайцев — бросать в них мячом.
Мяч можно бросать только в ноги зайцев. В голову и в спину бросать нельзя. Подстреленных зайцев охотник уводит в свой «дом».
В процессе проведения игры слово взрослого имеет ведущее значение. Опираясь в своей речи на знакомые детям понятия, воспитатель помогает формированию у детей новых понятий, направляет детское сознание на определённые поступки, действия.
Большое значение при объяснении игры имеет интонация. Слово, выделенное и подчёркнутое соответствующей интонацией, приобретает особое значение, особое содержание.
Тон педагога должен быть живым, но спокойным. Недопустимо монотонное объяснение игры.
Делая детям указание, надо иметь в виду как всю группу в целом, так и отдельных детей, учитывая их особенности. Обращаясь к отдельным детям, руководитель должен выделить в своей речи то, что имеет прямое отношение к данному ребёнку. Например, если бегут несколько детей к флажкам и воспитатель знает, что у одного из них недостаточно развита выдержка и он может побежать, не дожидаясь последних слов сигнала, воспитатель говорит ему: «Не беги, пока я не скажу слова «беги», а рядом стоящему ребёнку с запоздалой реакцией он говорит: «Беги сейчас же, как только я скажу слово «беги».
При объяснении более сложных игр не следует давать все объяснения сразу: их можно чередовать с распределением ролей между играющими, с показом некоторых движений, которые могут затруднить детей в игре.
Воспитатель сам показывает детям движение или выбирает для этого кого-либо из детей. Например, воспитатель говорит: «Зайцы неслышно выпрыгивают из своих кружков», и показывает, как надо согнуть колени при прыжке и опуститься на носки». Правильный показ действий в сочетании с объяснением имеет важное значение для улучшения качества выполнения движений детьми.
Существенным условием при формировании двигательных навыков является предварительное представление о движении — словесное или наглядное.
Нельзя злоупотреблять в игре указаниями и поправками в отношении точности и правильности движений — это может привести к тому, что пропадёт радость от игры, снизится её эмоциональность. Обучение движениям в средней и старшей группах происходит главным образом на занятиях гимнастикой, а в играх приобретённые навыки закрепляются. В младшей группе развитие движений осуществляется в процессе подвижных игр.
Однако, если дети ещё недостаточно овладели каким-либо движением, нельзя закреплять в игре неправильные навыки. Так, если в игре «Медведи и пчёлы» некоторые дети при лазании не меняют ноги, а приставляют одну к другой, взрослый обращает внимание детей на ошибку, делает указание, как надо лазать, предлагает посмотреть на товарища, который делает движение правильно, а затем продолжает игру.
Проведение игры. В процессе игры взрослый следит как за поведением всей группы в целом, так и за отдельными детьми. Своим бодрым тоном, живым интересом к игре он поддерживает у детей во время игры радостное настроение, поощряет проявление детьми решительности, ловкости, находчивости, инициативы. Вместе с тем воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись. В некоторых случаях воспитатель бывает вынужден участвовать в игре, чтобы не нарушить её замысел. Так, например, если при проведении игры «Найди себе пару» имеется чётное число детей, воспитателю приходится участвовать в этой игре, иначе никто не останется без пары.
При распределении детей руководитель соединяет более слабых и не умеющих выполнять движения с более сильными, особенно в таких играх, где имеется элемент соревнования (например, «Чьё звено скорее соберётся»), мальчиков с девочками, так как иногда у мальчиков замечается стремление группироваться только с мальчиками, а у девочек — с девочками.
При проведении игры нужно следить за тем, чтобы дети долго не бездействовали, так как у них может пропасть интерес к игре и они не получат достаточной физиологической нагрузки.
Во всех группах детям даются игры, сопровождающиеся текстом. Взрослый должен выразительно прочесть текст и довести смысл его до сознания детей. При разучивании текста с детьми воспитатель следит, чтобы дети не скандировали его, а произносили выразительно и не слишком громко.
Похожие статьи:
Разработка учебного программного обеспечения курса дисциплины «Основы
информатики и вычислительной техники» в общеобразовательной школе
Формирование представлений о программном обеспечении в условиях общеобразовательной школы ведётся на основе учебного программного обеспечения, поэтому важным моментом в методике преподавания курса «Основы информатики и вычислительной техники» выступает его разработка. Разработка учебного программного обеспечения для школьных кабинетов вычислительной техники, которые создаются на базе персональных ...
Стиль общения с преподавателями и товарищами по учёбе
Думаю, что для подавляющего большинства студентов определяющим фактором в самообразовании будет умение преподавателя объяснить предмет. Преподавателю нужно обладать даром преподавание, умением преподнести информацию, которую преподаватель хочет вложить в ученика, так чтобы это было понятно студенту, а не только самому преподавателю. Это и есть залог успеха учеников. Хотя это не единственное услов ...