В 2004 году (седьмой год эксперимента) впервые был разработан единый вариант учебного плана для профильных классов. Рамки школьного компонента в 10-11-х классах увеличились до 14, 16 часов соответственно. Данный год надо считать переходным с точки зрения учебного плана, так как школьный компонент концентрировал в себе две составляющие. Первая включала часы, необходимые для полной реализации общеобразовательных программ. Так, к примеру, в классах гуманитарного профиля часть часов необходимо было отдавать на обеспечение прохождения программ по физике и математике. Вторая составляющая (по остаточному принципу) шла на обеспечение содержания собственно профильных предметов.
Следующие три года эксперимента были затрачены на то, чтобы убедиться в неудержимом желании педагогических коллективов использовать административный ресурс на повсеместное внедрение профильного обучения. Подробный анализ учебных планов свыше тысячи школ области показал, что увеличение времени на формирование профильного обучения идет за счет уменьшения учебных часов, отпущенных на общеобразовательные предметы.
В настоящий момент мы переживаем третий этап формирования учебных планов. Определились основные направления профильного обучения - гуманитарное, естественно-научное, техническое, но при этом сохранена разветвленная сеть общеобразовательных классов. Теперь предстоит четко обозначить временные объемы каждого профиля, соответствующие учебным программам по общеобразовательным предметам.
Главный фактор, сдерживающий формирование и развитие профильного обучения, - это учебно-методический комплекс. Министерство образования Российской Федерации ежегодно публикует перечень из 1200 учебных изданий, рекомендованных для использования в учебном процессе. Однако он практически не содержит учебных курсов для профильных классов. Сегодня существуют лишь программы по физике и математике для гуманитарных классов. По всем же другим учебным предметам программы профильного обучения или только готовятся к апробации, или же их еще нет в природе. Вот поэтому программы профильного обучения в старших классах состоят из учебных программ спецкурсов, разработанных творческими педагогами общеобразовательных школ, профессиональных лицеев, техникумов, вузов. В большинстве своем они носят специфический и локальный характер и не соответствуют единым требованиям.
Очевидно, что профильное обучение при всех своих плюсах и минусах сегодня востребовано и имеет свою нишу в разноуровневой системе образования. И если мы хотим (а мы, управленцы и педагоги, учащиеся и родители, безусловно, стремимся к этому), чтобы оно совершенствовалось и приобретало все более широкий масштаб, необходимо разработать и издать соответствующие учебники и учебно-методические комплексы. Или же обобщить и систематизировать существующий опыт.
Похожие статьи:
Межпредметные связи как фундамент систематизации научных знаний
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность примен ...
Исторический обзор реализации интеграции в практике отечественной и
зарубежной школы
Идея о единстве научных знаний, хоть и в примитивных натур-философских представлениях находила отражение в работах древних мыслителей: Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Платона. К этой проблеме обращались Г. Гегель и И. Кант, Л. Фейербах. И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой ...