Понятие и принципы дифференцированного обучения

Новая педагогика » Формирование мотивации при обучении иностранным языкам » Понятие и принципы дифференцированного обучения

Страница 2

Последняя необходима, чтобы дети были в состоянии заниматься по учебным планам, требующим большего умственного напряжения. В этом случае первостепенным является ориентация не на филологию, а прежде всего на формирование такого контингента, который значительно лучше овладел бы иностранным языком, чем обычный школьник, не способный к длительной и трудной умственной работе. Необходимость в таких классах выросла на фоне низкого уровня преподавания иностранных языков в современной общеобразовательной школе. Прием в такие классы по конкурсу приводит к тому, что такие классы оказываются более гомогенными, в основном из-за отсутствия слабых учеников — они отсеиваются уже при вступительных экзаменах.

Во всемирном масштабе в основном используются два способа дифференциации:

1) на определенной ступени (обычно на старшей) школа разветвляется на отдельные области знаний (например, гуманитарные, физико-технические и естественные потоки);

2) к обязательным предметам добавляются предметы, изучаемые по выбору, или их комплексы. Возможны и разные комбинации этих способов.

Наличие гомогенных классов оказывает большое социальное влияние на установки родителей. У тех, которые сознательно заботятся о всестороннем развитии своих детей, зачастую возникает стремление во что бы то ни стало протолкнуть своего ребенка в более сильный класс. Это нередко сопровождается специальным натаскиванием перед поступлением в школу, в результате чего дети, выросшие в семьях, менее заботящихся о их развитии, из-за более низкой школьной зрелости неизбежно попадают в менее благоприятные для развития условия. Такая система усугубила бы также и различия между сельскими и городскими школами, так как в маленьких сельских школах отсутствуют параллельные классы. И еще одно. может быть, даже наиболее важное соображение: распределение детей по гомогенным классам на основании школьной зрелости фатально предопределяет развитие ребенка именно в тот момент, когда только и должно начаться его целенаправленное умственное развитие.

Л. В. Занков и его сотрудники утверждали, опираясь на результаты изучения индивидуальных вариантов развития ребенка, что возможности развития крайне индивидуальны и что для полноценного развития ребенка необходимо обучение в таком классе, который состоял бы из различных индивидуальностей. Поэтому они считали неправильным собирать детей в гомогенные классы.

Исходя из приведенных выше аргументов, мы полагаем, что создание параллельных гомогенных классов на основании школьной зрелости как система себя не оправдывает.

Против гомогенных классов выдвигаются следующие аргументы: осознание учащимся того, к какому классу он принадлежит, влечет за собой снобизм у сильных учащихся и чувство неполноценности у слабых; средние и слабые учащиеся остаются без развивающего влияния сильных учеников. Отрицательной стороной считается также то, что гомогенные классы создаются на основе лишь общих умственных способностей, в результате чего не учитываются различные стороны интеллекта ученика и другие свойства его личности, а также факторы развития.

Наиболее веско против гомогенных классов говорят, однако, те факты, которые добыты в последние десятилетия в ходе исследования интеллектуальной одаренности. Как подробно было показано выше, эти факты ставят под сомнение теорию детерминированности одаренности. Выдвигаются также требования учитывать различные факторы интеллигентности, а не только IQ как суммарный показатель.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

История развития РО Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, имеет уже более 40 летнию историю своего существования: в 1959 году на базе школы №91 была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина "Психология младшего школьника"; в 1976 году лаборатория получила план-заказ от Министерства просвещения РСФСР на разработку содержания начального образования; в 1991 году образовательная система Эльконина-Дав ...

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики
Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции. Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Но правильно ли отводить информатике ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru