Технология педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях

Новая педагогика » Педагогическая поддержка детей и молодежи как целевая функция детских организаций » Технология педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях

Страница 1

Учреждения дополнительного образования объективно более приспособлены для реализации педагогической поддержки, чем школа. Это связано, прежде всего, с психолого-педагогическими особенностями взаимодействия детей и взрослых (добровольность, дифференциация по интересам, демократические стили общения и т.д.), а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическим коллективам таких учреждений и самим педагогам дополнительного образования самостоятельно планировать свою деятельность, корректировать программы дополнительного образования с учетом индивидуальных векторов развития детей. Это связано также и с тем, что детей, занимающихся в определенном кружке или студии, может быть в два, а то и в три раза меньше, чем в школьном классе. А значит, педагог может соответственно больше времени уделять педагогической поддержке каждого ребенка. И, наконец, это связано со спецификой деятельности педагога дополнительного образования, основной задачей которого является поддержать ребенка в освоении им программ дополнительного образования. При этом, учитывая, что основной принцип дополнительного образования - это добровольность, педагог дополнительного образования изначально ориентирован на взаимодействие с детьми, на поддержку и развитие их способностей, раскрытие потенциала, на помощь в удовлетворении их познавательных потребностей и интересов.

Можно выделить технологические основы педагогической поддержки:

1. Технология дистанции

Технологически мера организации поддержки проявляется в оптимальном сочетании видов дистанции, которые выбирает педагог в зависимости от состояния ребенка. Обозначим ее как технологию дистанции.

«Далекая» - опосредованная (личностно через родителей, административное лицо - путем включения в систему взаимоотношений с детьми другого субъекта) или предметно опосредованная (через игру, музыкальное произведение, книгу, картину, фотографию, фильм, слайд, рисунок и т.д.), когда педагог обращает внимание на проблему ребенка, оказывает поддержку, но большая доля ответственности возлагается на саму личность.

«Близкая» (чаще непосредственная) - предполагает право заглянуть в интимный мир личности, большую включенность педагога в проблему ребенка в ситуации, когда он самостоятельно справиться с чем-то не может.

2. Технология взаимоподдержки

Взаимоподдержка основана на взаимной ответственности и учете своего состояния и состояния другого

Диалогичное общение - наиболее трудная для реализации технология, поскольку современный педагог привык к монологическому изложению учебного материала и от учащихся требует того же. В.А. Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагога и учащегося.

Использование игровых технологий предполагает внедрение вариативных игр.

Игры-тренинги приходят на помощь в моменты однообразия на уроке и позволяют активизировать учащихся к выработке механизмов самоорганизации.

Игры в случайность предполагают внедрение на уроке учителем элементов случайного выбора, что создает ситуацию успеха, уверенности, развивают логику, абстрактное мышление, фантазию учащегося.

Игра - педагогическая ситуация предполагает создание игрового пространства, что преобразовывает предметное восприятие мира ребенком в социально-ценностное, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношения в виде ценностных связей и взаимоотношений.

Игра-театрализация позволяет погрузить ребенка со всеми его эмоциями в то временное пространство или событие, о котором идет речь на уроке, и этим способствует целенаправленному развитию чувственной и эмоциональной сферы детей. Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения учитель своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает поддержку учащимся. Основа поведения воспитателя - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие. Данный вид деятельности интересен не только как форма внеклассной работы, но и для обучающего процесса. Режиссерами, авторами сценариев, продюсерами выступают сами учащиеся, что предполагает запуск механизмов самоопределения, саморазвития, самореализации .

Одним из элементов технологий педагогической поддержки является пластическое интонирование - одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Организация учебно-познавательной деятельности
Под организацией учебно-познавательной деятельности учащихся понимают определенный порядок дидактического процесса в структурном и функциональном смысле, придание этому процессу необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Рассмотрю различные подходы к понятию «организация». «Организация» – от позднелатинского «organiso» – сообщаю стройный вид, устраиваю. В толковом словаре СИ. О ...

Предметная неделя
Все чаще в школах проводятся предметные недели – «своеобразные праздники науки, подводящие итоги всей внеклассной работы по предмету за продолжительный период», которые характеризуются как «комбинированная» форма внеурочной работы. Предметная неделя целенаправленно привлекает внимание учащихся к определенной области знаний, показывает их успехи в её изучении. Она объединяет различные формы внекла ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru