В педагогической науке отрабатываются приемы общегрупповой педагогической поддержки. Они могут быть представлены как:
- приемы повышения познавательной активности (привлекательная цель, «удивляй», фантастическая добавка, лови ошибку, практичность теории, пресс-конференция, вопрос к тексту и др.);
- приемы коллективной учебной деятельности (бригадно-индивидуальный метод, игровые технологии, учебный мозговой штурм и др.).
Современные исследователи Ю.С. Курганов и В.Т. Фоменко особую роль отводят диалогу как средству построения субъект-субъектных отношений в дидактическом процессе. При этом технологии индивидуально-личностной поддержки в ходе дидактического процесса предполагают:
- диагностику индивидуального развития, проблем и трудностей детей (подростков);
- знание и понимание особенностей культуры каждого ребенка: языка, семейного воспитания, традиций культуры ребенка;
- самостоятельную работу над текстом, заданием с учетом умственных способностей, интересов, талантов;
- работу с компьютером.
В педагогической практике рассматриваются специфические приемы педагогической поддержки:
1. создание в процессе работы разнообразных обратных связей между педагогом и детьми (взаимный опрос - диалог, собеседование, групповые формы общения и т.п.);
2. распределение детей на две группы, в одну из которых входят дети (подростки), имеющие ярко выраженный "экзистенциальный склад ума", то есть позитивные установки на самопознание, самосовершенствование, а в другую - те, кто не склонен, в силу различных причин, философствовать и рассуждать о смысле жизни.
3. организация групп свободного общения и обсуждения поставленной проблемы
4. приемы педагогической поддержки и сотрудничества: поощрение, похвала, одобрение; просьба, стимулирование к деятельности; доверие, поощрение.
5. приемы скрытой педагогической поддержки: безадресное упоминание об ошибках; мнимое, деланное безразличие, переключение внимания; выполнение какого-либо дела вместо воспитанника; намек, предположение, высказанное без адреса; изменение задания, поручения; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций; стимулирование состязательности.
6. приемы-антиподы педагогической поддержки: проявление обсуждения в форме возмущения; изоляция от части или от всего коллектива; нетактичное выявление виновного; необдуманная характеристика поступка, упрек; жалобы родителям, администрации; приказание выполнения задания; несправедливое наказание.
Методика профессиональной педагогической поддержки
Педагогическая поддержка - это реальное взаимопонимающее уважение, воспитательный процесс, в котором встречаются не только учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два разных человека, которым есть что сказать друг другу. Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы стимулировать и подкрепить философское размышление ребенка по поводу ситуации, в которой он обретает свое «Я» и изменяет свои взгляды .
Механизм педагогической поддержки педагог использует очень осторожно, отчетливо представляя возможность нечаянного нарушения и разрушения идентичности личности.
О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические принципы воспитания как наиболее важные:
- ребенок не должен быть средством в достижении педагогических целей;
- самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;
- всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
- все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
- не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
- дети - носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;
- не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действия;
- доверяя - не проверяй!;
- признавай право на ошибку и не суди за нее;
- умей признать свою ошибку;
- защищая ребенка, учи его защищаться.
От учителя требуется переосмысления своей роли в учебно-воспитательном процессе, работы не только над учебным материалом, но и над самим собой, над перестройкой своей психологии, форм и методов работы с детьми.
Условия реализации педагогической поддержки:
1. Учитель выступает человеком, умеющим облегчить ситуативное неблагоприятное состояние и одновременно стимулировать то положительное, что заложено в данном человеке.
Похожие статьи:
Характеристика процесса обучения сольному пению
детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр Детского Творчества является структурным подразделением общей образовательной системы г. Серова. Его деятельность призвана решать вопросы развития творческой личности, эстетического воспитания, профориентации школьников. Сейчас Центр детского творчества – это 14 хоровых групп, в которых занимается около 500 детей от ...
Диагностическая методика творческого воображения младшего
школьника
Цель: выявление уровня развития творческого воображения у младшего школьника. Приготовьте несколько геометрических фигур разного цвета и формы из картона. Фигуры должны быть простые и сложные, правильной и неправильной формы (круг, треугольник, звездочка, прямоугольник, овал и т.п.). Они также могут быть разными по размеру. Предложите ребенку такое задание: вы будете читать ему сказку, а ребенок ...