Технология педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях

Новая педагогика » Педагогическая поддержка детей и молодежи как целевая функция детских организаций » Технология педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях

Страница 2

В педагогической науке отрабатываются приемы общегрупповой педагогической поддержки. Они могут быть представлены как:

- приемы повышения познавательной активности (привлекательная цель, «удивляй», фантастическая добавка, лови ошибку, практичность теории, пресс-конференция, вопрос к тексту и др.);

- приемы коллективной учебной деятельности (бригадно-индивидуальный метод, игровые технологии, учебный мозговой штурм и др.).

Современные исследователи Ю.С. Курганов и В.Т. Фоменко особую роль отводят диалогу как средству построения субъект-субъектных отношений в дидактическом процессе. При этом технологии индивидуально-личностной поддержки в ходе дидактического процесса предполагают:

- диагностику индивидуального развития, проблем и трудностей детей (подростков);

- знание и понимание особенностей культуры каждого ребенка: языка, семейного воспитания, традиций культуры ребенка;

- самостоятельную работу над текстом, заданием с учетом умственных способностей, интересов, талантов;

- работу с компьютером.

В педагогической практике рассматриваются специфические приемы педагогической поддержки:

1. создание в процессе работы разнообразных обратных связей между педагогом и детьми (взаимный опрос - диалог, собеседование, групповые формы общения и т.п.);

2. распределение детей на две группы, в одну из которых входят дети (подростки), имеющие ярко выраженный "экзистенциальный склад ума", то есть позитивные установки на самопознание, самосовершенствование, а в другую - те, кто не склонен, в силу различных причин, философствовать и рассуждать о смысле жизни.

3. организация групп свободного общения и обсуждения поставленной проблемы

4. приемы педагогической поддержки и сотрудничества: поощрение, похвала, одобрение; просьба, стимулирование к деятельности; доверие, поощрение.

5. приемы скрытой педагогической поддержки: безадресное упоминание об ошибках; мнимое, деланное безразличие, переключение внимания; выполнение какого-либо дела вместо воспитанника; намек, предположение, высказанное без адреса; изменение задания, поручения; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций; стимулирование состязательности.

6. приемы-антиподы педагогической поддержки: проявление обсуждения в форме возмущения; изоляция от части или от всего коллектива; нетактичное выявление виновного; необдуманная характеристика поступка, упрек; жалобы родителям, администрации; приказание выполнения задания; несправедливое наказание.

Методика профессиональной педагогической поддержки

Педагогическая поддержка - это реальное взаимопонимающее уважение, воспитательный процесс, в котором встречаются не только учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два разных человека, которым есть что сказать друг другу. Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы стимулировать и подкрепить философское размышление ребенка по поводу ситуации, в которой он обретает свое «Я» и изменяет свои взгляды .

Механизм педагогической поддержки педагог использует очень осторожно, отчетливо представляя возможность нечаянного нарушения и разрушения идентичности личности.

О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические принципы воспитания как наиболее важные:

- ребенок не должен быть средством в достижении педагогических целей;

- самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;

- всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

- все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;

- не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

- дети - носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;

- не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действия;

- доверяя - не проверяй!;

- признавай право на ошибку и не суди за нее;

- умей признать свою ошибку;

- защищая ребенка, учи его защищаться.

От учителя требуется переосмысления своей роли в учебно-воспитательном процессе, работы не только над учебным материалом, но и над самим собой, над перестройкой своей психологии, форм и методов работы с детьми.

Условия реализации педагогической поддержки:

1. Учитель выступает человеком, умеющим облегчить ситуативное неблагоприятное состояние и одновременно стимулировать то положительное, что заложено в данном человеке.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональ ...

Применение игровых технологий на уроке географии
Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра рассматривается с разных позиций: 1) как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; 3) как форма активного обучения (нестандартный урок); 4) как ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru