С целью определения эффективности проведенной в ходе формирующего этапа работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный срез.
Его основными задачами являлись:
выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет;
проследить динамику развития воображения у детей после проведения формирующего эксперимента.
Для реализации поставленных целей и задач с детьми экспериментальной и контрольной групп вновь были проведены те же диагностические задания, что и в ходе констатирующего этапа.
Итак, динамика развития воображения детьми контрольной и экспериментальной групп по результатам проведения методики «Дорисовывание фигур» отражена в рис. 6.
Рис.6. Динамика способности детей 5-6 лет изображать оригинальные образы по методике «Дорисовывание фигур»
Анализ полученных данных показывает, что в контрольной группе увеличилось количество детей, показавших низкий уровень – с 30% до 60%. Также значительно снизились цифровые данные высокого уровня – с 50% до 20%.
В экспериментальной группе произошли следующие изменения: 50% воспитанников показали высокий уровень, 40% воспитанников показали средний уровень. Значительно уменьшилось количество детей, показавших низкий уровень – 10% воспитанников на контрольном этапе, 40% воспитанников на констатирующем этапе эксперимента.
Динамика развития воображения детьми контрольной и экспериментальной групп по результатам проведения методики «Нарисуй что-нибудь» отражена в рис. 7.
Рис.7. Динамика развития воображения у детей 5-6 лет по результатам проведения методики «Нарисуй что-нибудь»
Анализ полученных данных показывает, что во время проведения формирующей работы в обеих группах произошли значительные изменения в уровне развития воображения у детей контрольной и экспериментальной групп. Так, в экспериментальной группе на очень высоком уровне стало на одного ребенка больше (30% воспитанников на контрольном этапе эксперимента, 20% - на констатирующем этапе эксперимента). Детей с высоким уровнем оказалось вдвое больше – 40% воспитанников на контрольном этапе эксперимента, 20% воспитанников на констатирующем этапе. На среднем уровне оказалось по 30% воспитанников констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Низкий и очень низкий уровни не показал никто.
Дети экспериментальной группы проявили большой интерес к заданию. Каждый ребенок рисовал что-то оригинальное. Проиллюстрируем примером.
Миша Р. Нарисовал чудище в воде.
Экспериментатор. Кто это у тебя получился? Робот?
Миша. Чудище. Он в воде живет.
Экспериментатор. А почему ты всего не раскрасил?
Миша. Его утром не видно в воде. А ночью он светится.
Экспериментатор. Почему ты нарисовал руки и ноги мохнатые?
Миша. Это не мохнатые. Это пальцы у него.
Экспериментатор. Так много пальцев у твоего чудища?
Миша. Да. Он же волшебный. Поэтому и пальцев у него столько.
В целом по проведенному нами экспериментальному занятию «Нарисуй что-нибудь» можно констатировать следующее. С поставленной задачей справилось заметно большее число испытуемых, чем на констатирующем этапе эксперимента. Полагаем, что этот факт можно объяснить тем, что игры, использованные на формирующем этапе эксперимента, способствовали развитию воображения и пробудили интерес к данным заданиям.
Динамика развития воображения детьми контрольной и экспериментальной групп по результатам проведения методики «Три слова» отражена в рис. 8
Анализ полученных данных показывает, что изменения произошли в обеих группах. Так, 20% воспитанников экспериментальной группы перешли со среднего уровня на высокий. В контрольной группе произошли следующие изменения: 30% воспитанников показали высокий уровень, 50% воспитанников показали средний уровень, 20% воспитанников показали низкий уровень.
Рис.8. Динамика развития воображения у детей 5-6 лет по результатам проведения методики «Три слова»
Динамика развития воображения детьми контрольной и экспериментальной групп по результатам проведения методики «Придумай рассказ» отражена в рис. 9.
Похожие статьи:
Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребёнка с нарушением
интеллекта
Метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Так же метод - это способ, посредством которого познаётся предмет науки.[17,38]. В настоящее время большинство дидактов понимает метод обучения как «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития». ...
Анализ учебной литературы по теме «Обыкновенные дроби и проценты»
Изучение обыкновенных дробей и процентов начинается в 5 классе и продолжается на протяжении всего курса алгебры. Начиная с 6 класса, знания о дробях и процентах обобщаются, расширяются и систематизируются. И, следовательно, анализ учебной литературы необходимо проводить за 5-6 классы, чтобы на основе этого анализа построить содержание дидактического пособия. Цель нашего пособия состоит в визуализ ...