Мысль об открытии на левобережье высшего учебного заведения давно волновала передовых людей Украины. Это хотели сделать и Иван Мазепа, и Кирилл Разумовский. Был даже разработан проект, строительства университета в Батурине. Но смерть императрицы Елизаветы не дала осуществиться этим планам. Только в начале ХlХ века в Украине были открыты университет в Харькове, Высшая Волынская гимназия в Кременце, Киевская гимназия, Ришельевский лицей в Одессе. В этом ряду стоит и Нежинская гимназия высших наук.
История Нежинской гимназии связана с именем князя Александра Безбородко, канцлера Екатерины ll , и его брата, графа Ильи Безбородко. Именно племянник братьев Безбородко Виктор Кочубей, который был весьма влиятельной фигурой при дворе Александра l, рекомендовал построить университет в Нежине. «Малороссия университетов не имеет, а Нежин - место весьма хорошее для сей благородной цели». Братья Безбородко пожертвовали на строительство этого учебного заведения более 600 тысяч рублей – колоссальную по тем временам сумму. Открылась Нежинская гимназия высших наук 4 сентября 1820 года, а первым ее директором стал известный ученый Василий Кукольник.
Нежинский юридический лицей.
Нежинский юридический лицей князя А.А. Безбородко, высшее учебное заведение в городе Нежине, открытое в память канцлера Российской империи светлейшего князя А.А. Безбородко. Существовал под разными названиями в 1820 – 1875 годах. Впоследствии – Нежинский историко-филологический институт князя А.А. Безбородко, ныне Нежинский государственный университет имени Н.В. Гоголя.
Гимназия высших наук (1820 – 1832).
Высочайший рескрипт об основании гимназии был подписан императором Александром 19 апреля(1 мая) 1820 года.
Срок обучения в гимназии был 9-летним и был разбит на разряды по три класса в каждом. Выпускники гимназии в зависимости от успехов в учебе имели право на чин 12-14 классов по «Табели о рангах».
В гимназии высших наук учились: Н.В. Гоголь (1821 – 1828), Н.В. Кукольник (1821 – 1829), Н.Я. Прокопович, А.С. Данилевский, Е.П. Гребенка (1825 – 1831), А.С. Афанасьев – Чужбинский (1829 – 1835), Н.И. Миклуха.
Нежинский физико-математический лицей (1832 – 1840).
Согласно новому уставу, утвержденному 7 (19) октября 1832 года, гимназия была переименована в физико-математический лицей. При этом гимназические классы были закрыты и оставлены только три высших. Штат лицея состоял из 6 профессоров, преподававших математику и прикладную математику, физику, химию, технологию, русскую словесность, естественную историю, русскую историю со статистикой, двух лекторов по французской и немецкой литературе и законоучителя, преподававшего Закон Божий.
Нежинский юридический лицей (1840 – 1875).
Высочайшим указом императора Николая от 24 апреля (6 мая) 1840 года лицей изменил профиль своей работы. Отныне главной целью лицея становилось «распространение основательных сведений по части отечественного законодательства», то есть обучение Своду Законов Российской Империи. В это время в лицее преподавал И.А. Максимович, автор нескольких трудов, используемых и в наше время историками юриспруденции. Он читал курсы уголовных и полицейских законов.
При лицее вновь была открыта гимназия. По высочайше утвержденному мнению Государственного совета от 20 ноября (2 декабря) 1874 года Нежинский юридический лицей был преобразован в Историко-филологический институт Князя А.А. Безбородко. Преобразование было осуществлено в следующем 1875 году.
Как Нежинский историко-филологический институт князя А.А. Безбородко бывший лицей существовал до 1919 года. В 1919 году на его базе создан Научно-педагогический институт, переименованный впоследствии в Институт народного образования, а с 1934 года в Нежинский педагогический институт (в 1939 году получивший имя Н.В. Гоголя) В 2004 году преобразован в Нежинский государственный университет имени Н.В. Гоголя.
В Нежинский лицей принимали только дворян, учились там девять лет. Выпускников гимназии-лицея, как и тех, кто оканчивал университет, освобождали от экзаменов по производству в высшие чины. Лицей находился в ведении попечителя Харьковского округа (Царскосельский лицей подчинялся непосредственно министру народного просвещения), но содержали его на средства учредителей.
В уставе, утвержденном АлександромI, было записано: «Управление гимназии есть четырех родов: 1) нравственное, 2)учебное, 3) хозяйственное, 4) полицейское». Полицейский подход к воспитанию нравственности, как правило, рождает весьма тривиальный продукт – розги. Их применяли и в стенах Нежинской гимназии. Пороли и «Никошу» Гоголя–Яновского, отданного отцом в лицей в 1821 году после окончания им Полтавского поветового (уездного) училища. Нестор Кукольник, учившийся вместе с Гоголем в Нежине, вспоминал, что во время порки Гоголь пронзительно кричал. «До того искусно притворялся, - писал Кукольник, - что мы все были убеждены в его помешательстве».
Похожие статьи:
Апробация эффективных приёмов развития творческих способностей
в начальной школе
Этот этап исследования включает работу по развитию воображения, оригинальности и креативности, рассчитан на подключение творческого потенциала ребёнка. Апробация приемов развития творческих способностей учащихся проводилась в 1 "б" классе, в соответствии с календарно-тематическим планом учителя по литературному чтению. К данному исследованию с целью планомерного внедрения заданий и конт ...
Развернутый план-конспект урока производственного обучения по теме «Упражнения
в управлении токарным станком»
План производственного обучения определяет конкретное содержание учебно-производственных заданий, последовательность их выполнения. План разрабатывается мастером производственного обучения под руководством старшего мастера на основе учебного плана, программы производственного обучения и перечня работ для данной профессии. В период производственного обучения или производственной практики учащихся ...