Распорядок дня в Нежинской гимназии был такой, что в пору действительно, было сбежать. Вставали в полшестого утра. Умывались и строем шли в церковь, чтоб перед уроками отслужить молебен. Потом, скорее, в столовую попить чайку и на уроки – с девяти до пяти часов вечера. Обед, разумеется, был. Ужин в восемь, а в девять, после вечерней молитвы, сразу спать. В теплое время года можно было еще побыть в парке, а вот куда денешься зимой? И когда учить уроки? А предметов было очень много: Закон Божий, литература, русский, латынь, греческий, немецкий, французский, физика, математика, политические дисциплины, география, история, военное искусство, рисование, танцы.
В Нежинской гимназии высших наук существовала тайная «библиотека свободного чтения». Это были произведения авторов, запрещенных имперской цензурой; Дж. Байрона, Ф. Вольтера, Ш. Монтеське, Ж. Ж. Руссо и т.д. Хранил эти произведения гимназист Н. Гоголь, будущий писатель. В гимназии тайно издавались и распространялись рукописные журналы, в которых гимназисты писали свои произведения с критикой имперских порядков. Большой популярностью в их среде пользовались идеалы Французской революции конца 18 века. Гимназисты часто пели гимн революционной Франции «Марсельезу», а иногда и насмешливую народную песню – пародию на царский гимн, в котором подчеркивалась необходимость уничтожения императорской династии Романовых. Возглавляемое И. Орлаем руководство гимназии относилось к увлечениям своих учеников достаточно спокойно, не каралось их и «не замечало» их занятий.
На свободолюбие гимназистов влияли передовые идеи, которые распространялись среди них некоторыми профессорами гимназии. В частности, профессор М. Белоусов, выпускник Харьковского университета, неоднократно критиковал самодержавно–крепостнические порядки в империи, выступал за переустройство общества на принципах свободы, равенства и братства. Профессор Ф. Зингер обсуждал с учениками на своих занятиях революционные события в Европе.
В 1875 году на базе юридического лицея был создан Нежинский историко-филологический институт, который готовил учителей классических языков, русского языка и истории для средних учебных заведений.
Сюда разрешили поступать крестьянам, мещанам и представителям других сословий. Из стен института вышли известные ученые Е.Ф. Карский, Н.С. Державин, Н.Н. Петровский, И.Н. Кириченко, В.И. Резанов, художник Н.С. Самокиш, педагог П.К. Волынский и другие. В 1920 году учебное заведение реорганизовали в Нежинский институт народного образования, в 1934 году – в Нежинский педагогический институт. Сегодня это Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя. Он находится в том же здании с «белым лебедем» и девизом laboreetzelo. Здесь же расположены музей великого русского писателя и коллекция картин русских и западно-европейских художников 16 – 18 веков. На стене здания в 1909 году установлена мемориальная доска: «Здесь учился Гоголь с мая 1821 по июнь 1828 года».
Похожие статьи:
Особенности формирования ценностного отношения к
профессиональной деятельности у будущих учителей
Важным показателем успешности профессионального становления будущего педагога является сформированность его ценностно-смысловой сферы. Так Н.Н. Никитина отметает важность выдвижения на передний план аксиологического подхода к подготовке учителя, согласно которому педагогическое образование должно обеспечить не только усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить его ценностное сознание, ...
Методические рекомендации к использованию пособия
Значительная роль в образовании, развитии, подготовке учащихся к труду и их социальной адаптации принадлежит усвоению математических понятий, в частности обыкновенных дробей и процентов. Получая знания об обыкновенных дробях и процентах, школьники расширяют свои представления о числе и границе вычислительных возможностей. На примере изучения дробей они узнают то общее, что свойственно всем числам ...