Отклонения в психическом развитии у детей с детским церебральным параличом в большой степени обусловлены недостаточностью их практической деятельности и социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности. Такие дети стойко психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению.
Специфические нарушения деятельности и общения при детском церебральном параличе могут способствовать своеобразному формированию личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Такие качества личности детей с псевдобульбарной дизартрией при детском церебральном параличе способствуют отставанию в развитии речевого общения.
Нарушение личности при детском церебральном параличе чаще всего встречается по типу психического инфантилизма. Поражение незрелого головного мозга приводит к тому, что формирование лобных долей происходит замедленно, что является причиной изменений личности (Е.М. Мастюкова). Специфическим условием развития психического инфантилизма является неправильное воспитание, ограничение деятельности и общения, что связано с двигательной и речевой недостаточностью при детском церебральном параличе.
Важное значение в развитии личности при детском церебральном параличе придается формированию эмоционально-волевой активности. Негативное влияние органического поражения центральной нервной системы в значительной степени определяет особенности личностного реагирования на физический дефект как пассивно-оборонительное или агрессивно-защитное. Нарушение представлений о своем теле, неадекватность самооценки выявляется уже в раннем возрасте.
Частая госпитализация детей с двигательными расстройствами приводит к ранней психической и социальной депривации. Основным стилем семейного воспитания ребенка с детским церебральным параличом является гиперопека, которая негативно влияет на формирование социальной адекватности его поведения, поскольку, чем выше уровень гиперпротекции, тем ниже уровень социальной адекватности поведения ребенка. Неустойчивость воспитательного процесса влияет на формирование таких личностных особенностей ребенка с детским церебральным параличом, как снижение самостоятельности, сенситивность, фрустрированность (И.И. Мамайчук, Л.М. Шипицына).
Родители детей с детским церебральным параличом часто умышленно ограничивают круг общения детей, аргументируя такую изоляцию ребенка желанием уберечь его от внешних негативных воздействий, стыдом и др. Проявляя чрезмерную заботу о больном ребенке и стремясь предугадать все его желания, родители не формируют у ребенка потребности пользоваться речью. Это приводит к отставанию в речевом развитии, в развитии коммуникативных навыков, к негативным особенностям в развитии личности.
Однако при выявлении отклонений в развитии личности ребенка с псевдобульбарной дизартрией при церебральном параличе важно отметить не только отрицательные черты личности, а прежде всего положительные, на которые можно будет опереться в психокоррекционной работе.
Таким образом, формирование личности детей с псевдобульбарной дизартрией при церебральном параличе связано как с ранним органическим поражением мозга, так и с особенностями их воспитания и окружения. Специфика двигательной патологии определяет некоторые особенности формирования личности. Прослеживается связь развития личности с тяжестью и характером двигательных нарушений.
Другим важным фактором, замедляющим развитие речевого общения у детей с псевдобульбарной дизартрией, является некорректное построение общения, а также несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки. Сюда можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором – незачем, родители и так вовремя позаботятся о ребенке.
Похожие статьи:
Эффективность организационно-содержательного обеспечения процесса
формирования готовности к работе с трудными подростками
Экспериментальная работа организовывалась и проводилась в 2 этапа. Первый этап был связан с формированием готовности студентов к воспитательной работе с трудными подростками в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры. На данном этапе реализовывался разработанный нами спецкурс (содержание и объем представлены в главе 2, параграфе 2.2.). В эксперименте п ...
Понятие "фрактал"
Понятия фрактал и фрактальная геометрия, появившиеся в конце 70-х, с середины 80-х прочно вошли в обиход математиков и программистов. Слово фрактал образовано от латинского fractus и в переводе означает состоящий из фрагментов. Оно было предложено Бенуа Мандельбротом в 1975 году для обозначения нерегулярных, но самоподобных структур, которыми он занимался. Рождение фрактальной геометрии принято с ...