В случае, когда родители ребенка с псевдобульбарной дизартрией из-за проблем с развитием речи постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. В.К. Воробьева выделяет два вида негативизма: «поведенческий негативизм», который заключается в том, что ребенок отказывается от всех видов общения с взрослыми и сверстниками (речевого и неречевого); собственно, «речевой негативизм» как отказ от речевых форм общения при сохранности общения на уровне паралингвистических средств (жестов, мимики, интонаций).
Л.Г. Соловьева в качестве причин «речевого негативизма» выделяет две группы трудностей – мотивационные и операциональные. Первые из них связаны со снижением потребности в общении со сверстником, неспособностью последовательно осуществлять ближайшие и отдаленные цели коммуникации. Трудности операционального плана проявляются в ограниченности способов реализации возникающего замысла. Наличие указанных тенденций, по мнению Л.Г. Соловьевой, определяет неспособность этих детей этих детей самостоятельно организовывать и осуществлять совместную деятельность.
В целом авторами отмечается, что незрелость средств коммуникации играет решающую роль и в личностном развитии детей с нарушениями речи. Неуверенность в себе, проявление негативизма, замкнутость как результат реагирования ребенка на свой дефект влияют на характер его общения со сверстниками. Основной причиной этого можно считать несовершенство вербальных и невербальных средств. В сущности, у детей не развивается полноценное деловое общение, которое в значительной мере допускает использование жестов, мимики, образных движений. Следовательно, на уровне внеситуативных форм общения ребенок оказывается еще более несостоятелен, что способствует разобщению детского коллектива.
У детей с псевдобульбарной дизартрией общение приобретает специфический характер. Так как общение со сверстниками зачастую связано с серьезными трудностями, круг общения ребенка ограничивается взрослыми – родителями и воспитателями. Дошкольник становится зависимым от мнения взрослого, во всем ориентируется на него, подражает его поступкам. Это является своеобразной формой компенсации личностных переживаний ребенка, стремлением получить одобрение, поощрение, которое на определенном этапе закрепляется и задерживает процесс развития более зрелых форм общения, в первую очередь, со сверстниками. Такие дети пытаются удовлетворить свою потребность в общении со сверстником посредством взрослого (Л.А. Зайцева, Н.Г. Морозова, О.С. Павлова, В.И. Селиверстов, О.А. Слинько).
Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Иногда возникает ситуация, при которой ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются (Грибова О.Е.)
Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности.
Речевой негативизм еще более усугубляется при авторитарном подходе к обучению, отсутствии субъект-субъектных отношений между педагогом и ребенком. В практике современного дошкольного воспитания общение строится на основе личностно-ориентированной модели. Особенно важное значение такой подход имеет в обучении детей с псевдобульбарной дизартрией при детском церебральном параличе. В случае преобладания лечебного воздействия над педагогическим ребенок привыкает находиться в позиции объекта, становится пассивен к проводимой лечебной и коррекционно-педагогической работе и при отсутствии индивидуального психолого-педагогического подхода отказывается от речи, так как у него не сформирована потребность в общении, речь не служит средством коммуникации.
Похожие статьи:
Игровая деятельность в процессе обучения
Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны п ...
Методы работы по орфографии в школе
Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов orthos (правильный) и grapho (пишу); буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин «правописание» . В современном понимании орфография – это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей. Орфография, как система правил, сост ...