Игровыми называют методы и формы, в которых образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Методы и формы, основанные на применении компьютерных технологий, являются относительно новыми, развивающимися, вместе с развитием техники. Взаимодействие между учителем и учеником строится с помощью обучающих программ различного вида.
Диалоговые методы и формы связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель—ученик», «ученик–ученик», «учитель—автор», «ученик—автор» в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач.
Тренинговые методы и формы - это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).
6. Методыи формы по степени активности учащегося и учителя:
• активные со стороны учителя;
• активные со стороны ученика;
• активные с обеих сторон.
7. Формы по способу контроля:
Данная классификация была предложена В. П. Беспалько. Согласно ему, взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть:
• разомкнутым;
• цикличным;
• рассеянным или направленным;
• ручным;
• автоматизированным.
Разомкнутое взаимодействие – взаимодействие учителя с учеником такое, что деятельность учащихся не контролируется и не корректируется.
Цикличное взаимодействие – деятельность учащихся производится с контролем учителя, самоконтролем и взаимоконтролем учащихся.
Рассеянное взаимодействие – взаимодействие с фронтальным контролем.
Направленное взаимодействие – взаимодействие с индивидуальным контролем учителем ученика.
Ручное взаимодействие – взаимодействие, при котором контроль осуществляется учителем вербально.
Автоматизированное взаимодействие – взаимодействие, в котором контроль осуществляется при помощи учебных средств, в том числе при помощи компьютерных технологий.
8. Основой классификации являются образовательные цели:
Т. И. Шамова утверждает, что методы и формы взаимодействия могут быть объединены следующими общими целями :
• освоение новых знаний;
• закрепление знаний, формирование навыков и умений;
• выработка умений;
• обобщение единичных знаний и их систематизация;
• определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками.
9. Формы по количеству учеников и способу их кооперации
• индивидуальные;
• парные;
• групповые;
• коллективные;
• фронтальные.
Индивидуальнаяформы в настоящее время применяются с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса.
Парные форма связаны с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание. Одной из форм подобной организации обучения является репетиторство.
Групповые формы — когда общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.
Коллективные формы — одни из самых сложных методов и форм организации деятельности учащихся, рассматривающие обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся. Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.
Фронтальные формы, т.е. «обращенные к зрителям», предполагают одновременное обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя. Эти традиционные методы и формы организации учебного процесса связаны с «усреднением» обучающихся, так как единообразие заданий не учитывает их индивидуальных особенностей.
Похожие статьи:
Сущность понятия «самостоятельность»
Познавательная активность как условие дальнейшего успешного обучения. Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности. Феномен познавательно ...
Понятие педагогического конфликта
Слово конфликт означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие спор, грозящий осложнениями. Впервые теорию конфликтов разработал Г. Гегель, естественно, с точки зрения философии. В психологии под конфликтами понимают одновременное действие противоположных тенденций, мотивов и интересов. Одни из них обусловлены социально-экономическими противоречиями, сис ...