В теории познания метод определяется как система последовательных действий, которые приводят к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Его реализация в учебном процессе выражается через различные формы организации.
Форма организации обучения — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения.
Существует множество классификаций методов и форм обучения, ниже приведены некоторые из них.
1. Классификация методов по характеру познавательной деятельности :
• объяснительно-иллюстративные;
• репродуктивные;
• проблемные;
• частично-поисковые – эвристические;
• исследовательские.
Объяснительно-иллюстративные методы строятся по схеме «учитель говорит – ученик слушает». Эти методы реализуются в следующих формах:рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.
Репродуктивные методы строятся по схеме «учитель показывает – ученик повторяет». Они выражаются в таких формах, как: решение задач, повторение опытов и т.д.
Проблемные методы предполагают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Они выражаются в следующих формах: проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.
Частично-поисковые – эвристическиеметоды, при которых учитель выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи).
Исследовательские методы подобны процессу научного исследования, в рамках которого ученик становится участником процесса исследования. Выдвигаются гипотезы, проводятся исследования, проверяются факты.
2. Методы по компонентам деятельности :
• организационно-действенный компонент;
• стимулирующий;
• контрольно-оценочный.
К организационно-действенному компоненту относят методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
К стимулирующему компоненту относят методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
К контрольно-оценочному компоненту относят методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
3. Методы и формы по источникам передачи знаний :
• словесные;
• наглядные;
• практические.
К словесным относят рассказ, лекцию, беседу, инструктаж, дискуссию.
К наглядным можно отнести демонстрацию, иллюстрацию, схему, показ материала, график.
К практическим: упражнение, лабораторную работу, практикум.
4. Формы по учету структуры личности:
• сознание;
• поведение;
• чувства.
Формы, учитывающие сознание - это рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.
Формы, учитывающие поведение - упражнение, тренировка и т.д.
Формы, учитывающие чувства – стимулирование, контроль и следующие из них одобрение, похвала или критика.
5. По образовательной технологии
Образовательная технология — раздел современной дидактики, который рассматривает нормативно-процессуальную сторону передачи накопленных человечеством знаний в рамках организации образовательного процесса.
С точки зрения образовательных технологий выделяют следующие методы и формы взаимодействия:
• структурно-логические;
• игровые;
• формы, основанные на применении компьютерных технологий;
• диалоговые;
• тренинговые.
Структурно-логические методы и формы представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач. Логика структурирования может быть различной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот.
Похожие статьи:
Сюжетно-дидактическая игра «Новогодняя елка»
Цели: Способствовать формированию у детей ориентировки во времени, воспитывать бережное отношение и любовь к природе, дать представление о невидимых нитях в природе, познакомить детей с особенностями ели и жизнью животных связанных с этим деревом. Материалы: елочные шарики с цифрами, снежинки, костюмы к игре, самодельные елки, макет автозаправки, коробки с игрушками, счетный материал с изображени ...
Классификация дидактических средств
Среди многих типологий дидактических средств - простотой отличается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы. 1. Природные средства, которые непосредственно представляют саму действительность. 2. Технические средства, которые косвенно отображают действительность. К этой группе относят визуальные, аудиальные, аудиовизуальн ...