Материал работы составляют данные анкетирования студентов 1,2,3 курсов Кунгурского педагогического училища.
Следует отметить, что анкетирование, как метод получения необходимой информации достаточно широко распространен.
В анкетах предполагалось самостоятельно подобрать соответствующую форму обращения к собеседнику ситуации «просьба»: родителю, преподавателю, другу, однокурснику. Одновременно проводилось наблюдение за речевым поведением студентов.
Анализ анкетных данных обнаруживает, что у студентов 1 курсов не наблюдается большого разнообразия в выборе формул речевой ситуации. Приоритетным является слово «пожалуйста», далее «пожалуйста» + глагол в повелительном наклонении. Дважды встречается скрытая форма «не дашь ли мне».
У студентов 2-3 курсов слово «пожалуйста» также является самым частным, далее следует слово «одолжите мне», «помогите мне».
Значительно расширяют перечень такие формулы, как «будьте любезны», «извините», « а вы не могли бы» …
Наблюдения показывают, сто студенты чаще используют вежливые слова, адресуя просьбу взрослому, чем при общении со сверстниками. При этом чаще являются такие формулы как «дайте пожалуйста», «пожалуйста помогите мне».
А к сверстникам иное обращение:
- быстро дай;
- кому сказала, принеси;
- умоляю, сделай.
Таким образом, анализ речевого поведения дает возможность определить уровень сформированности речевой компетентности и прогнозировать тенденции ее развития.
Анализ полученного материала позволяет проследить динамику компетенции будущих учителей:
- меняется этический характер отношений между коммуникантами;
- расширяется круг адресатов;
- меняется характер просьб и их приоритетность;
- увеличивается количество формул речевого этикета просьбы.
Это свидетельствует об осознании студентами своей социальной роли и ролевой позиции при обращении со взрослыми и сверстниками.
Процесс развития коммуникативной компетентности нельзя рассматривать в отрыве от формирования коммуникативных умений, способностей общения (коммуникация —► коммуникативные способности —► коммуникативные умения —► коммуникативная компетентность). Формирование коммуникативной компетентности - процесс поэтапный. Обучение и воспитание способствует развитию коммуникативных способностей, формированию коммуникативных умений и компетентности студентов, будущих специалистов. Коммуникативная деятельность - целенаправленный процесс. Субъект - субъективные взаимоотношения участников образовательного процесса являются одним из педагогических условий успешной организации коммуникации.
Похожие статьи:
Элективные курсы в современной школе
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, сформулированы цели профильного обучения, среди которых – создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цел ...
Анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы
Рассмотрим анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы. Название школы: Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида". Адрес школы: г. Муром, ул. Тимирязева, 2. Данная школа обладае ...