Материал работы составляют данные анкетирования студентов 1,2,3 курсов Кунгурского педагогического училища.
Следует отметить, что анкетирование, как метод получения необходимой информации достаточно широко распространен.
В анкетах предполагалось самостоятельно подобрать соответствующую форму обращения к собеседнику ситуации «просьба»: родителю, преподавателю, другу, однокурснику. Одновременно проводилось наблюдение за речевым поведением студентов.
Анализ анкетных данных обнаруживает, что у студентов 1 курсов не наблюдается большого разнообразия в выборе формул речевой ситуации. Приоритетным является слово «пожалуйста», далее «пожалуйста» + глагол в повелительном наклонении. Дважды встречается скрытая форма «не дашь ли мне».
У студентов 2-3 курсов слово «пожалуйста» также является самым частным, далее следует слово «одолжите мне», «помогите мне».
Значительно расширяют перечень такие формулы, как «будьте любезны», «извините», « а вы не могли бы» …
Наблюдения показывают, сто студенты чаще используют вежливые слова, адресуя просьбу взрослому, чем при общении со сверстниками. При этом чаще являются такие формулы как «дайте пожалуйста», «пожалуйста помогите мне».
А к сверстникам иное обращение:
- быстро дай;
- кому сказала, принеси;
- умоляю, сделай.
Таким образом, анализ речевого поведения дает возможность определить уровень сформированности речевой компетентности и прогнозировать тенденции ее развития.
Анализ полученного материала позволяет проследить динамику компетенции будущих учителей:
- меняется этический характер отношений между коммуникантами;
- расширяется круг адресатов;
- меняется характер просьб и их приоритетность;
- увеличивается количество формул речевого этикета просьбы.
Это свидетельствует об осознании студентами своей социальной роли и ролевой позиции при обращении со взрослыми и сверстниками.
Процесс развития коммуникативной компетентности нельзя рассматривать в отрыве от формирования коммуникативных умений, способностей общения (коммуникация —► коммуникативные способности —► коммуникативные умения —► коммуникативная компетентность). Формирование коммуникативной компетентности - процесс поэтапный. Обучение и воспитание способствует развитию коммуникативных способностей, формированию коммуникативных умений и компетентности студентов, будущих специалистов. Коммуникативная деятельность - целенаправленный процесс. Субъект - субъективные взаимоотношения участников образовательного процесса являются одним из педагогических условий успешной организации коммуникации.
Похожие статьи:
Оптимизация самостоятельности школьников
Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условии для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания. Оптимизация познавательной дея ...
Метод проектов» как перспективная педагогическая технология
Работа с проектами занимает особое место в системе образования, позволяя студенту приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что обучаемые сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен: – иметь практическую ценность; – предполагать проведение студентами самостоятельных исследований; – бы ...