Цель социально-педагогической технологии и процесса ее реализации показывает, к чему может стремиться социальный педагог в данной ситуации.
Задачи – это то, что ему необходимо решить для ее достижения.
Цель подразделяется на ближайшую и последующую. Ближайшая цель – это возможная зона ближайшего развития и воспитания. Она позволяет подготовиться для достижения малого, но реального и создать условия для целесообразного построения последующей деятельности по разработке способов достижения прогнозируемой цели социально-педагогической работы с клиентом. Каждая последующая цель предусматривает возможность более полного решения социально-педагогических проблем клиента. Разделение целей на ближайшую и последующие позволяет специалисту в большей степени индивидуализировать всю свою социально-педагогическую работу с конкретным человеком.
Для этого специалист прибегает к социально-педагогическому моделированию. Знание способов решения социально-педагогических проблем (различных целевых технологий деятельности) позволяет социальному педагогу обеспечивать эмпирическое построение модели по требуемому варианту. Дальше следует сравнение модели с вариантом целевой технологии, позволяющее социальному педагогу выбрать наиболее оптимальный вариант. В случае, если социальный педагог не может выбрать соответствующий ситуации вариант целевой технологии, ему предстоит либо корректировать имеющуюся у него технологию, либо разрабатывать новую. Для начинающего специалиста, как правило, такой проблемы не возникает. Он начинает реализовывать имеющуюся целевую технологию и по ходу ее реализации уточняет и дорабатывает, если у него хватает смелости и творчества в работе. В противном случае работа носит характер проб и ошибок. С приобретением опыта формируется и творческое отношение к выбору целевой технологии.
Далее следует непосредственная подготовка к реализации выбранной целевой технологии практической работы. Такая подготовка включает:
анализ выбранной целевой технологии (способ практической деятельности по достижению цели);
выделение материальных, технических, методических и организационных аспектов целевой технологии;
решение выделенных проблем подготовки целевой технологии;
согласование элементов целевой технологии по обеспечению их наиболее полного взаимодополнения;
апробацию некоторых методик либо всей методики (выбранной целевой технологии);
при необходимости внесение корректив в методику (технологию) практической деятельности;
планирование исполнительской деятельности по времени, месту;
подготовку клиента к работе с ним;
постановку задач практической работы перед исполнителями.
Для реализации данной технологии специалисту необходимо иметь определенную информацию. К ней относятся:
сама технология с описанием ее материального, технологического, организационного и методического обеспечения;
профессиональные и методические возможности субъектов реализации целевой технологии;
подготовка объекта к реализации целевой технологии;
потенциал среды реализации целевой технологии.
Особенности непосредственной подготовки к реализации целевой технологии во многом определяются тем, где и кто ее осуществляет. При организации такой работы в специализированном учреждении этим занимаются специально подготовленные люди. Как правило, проводится дифференциация деятельности, и каждый специалист выполняет свой блок работы: одни налаживают аппаратуру, другие готовят помещения, третьи готовят дидактические материалы и пр. Такой подход свидетельствует о высоком уровне специализации учреждения. Чаще всего социальному педагогу, который в одном лице выступает и организатором и исполнителем, всю непосредственную работу по подготовке к практической деятельности приходится брать на себя. Опираясь на личный опыт, знание объекта, целевую технологию предстоящей социально-педагогической работы с ним, он готовит все необходимое для ее практической реализации, проверяет готовность, апробирует и приступает к практической деятельности.
Похожие статьи:
Понятие рефлексии, рефлексивная деятельность
Прежде всего, следует различить некоторые понятия: педагогическая рефлексия, рефлексивная деятельность педагога, рефлексия в педагогике. Последнее и составит предмет нашего разговора, и потому я хочу предварительно оговорить его отличие от первых двух - не давая строгих определений названным понятиям, я лишь очерчу сферу их применимости. Когда мы говорим о педагогической рефлексии, мы ставим акце ...
Понятие социально-педагогической технологии
Социально-педагогическая технология – один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальна ...