Желание познать окружающий мир появляется у ребёнка рано. Уже на первом году жизни, удовлетворяя свою потребность в новых впечатлениях, он активно манипулирует игрушками – сжимает, пытается удержать, грызёт, совершает первые ориентировочные движения: нажимает пальцами, бросает и т.д. Овладение способностью самостоятельно передвигаться значительно расширяет познавательные возможности ребёнка. Ему до всего хочется дотронуться, всё попробовать на вкус, заглянуть в каждую щель. Уже в том возрасте ребёнка интересуют не только сами предметы, но и то, что с ними можно сделать. Дети полны желания узнавать и понимать, искать и добывать новые впечатления. Они проявляют большую познавательную активность.
Каждому возрастному периоду свойственны определенные формы этой активности, но не все взрослые знают, что нужно делать для того, чтобы развивалась эта деятельность. Учебная программа помогает определить, что могут и хотят познать дети разного дошкольного возраста, как они познают окружающий мир, что должен делать взрослый, чтобы помочь в том ребёнку. Работа по развитию познавательно – практической деятельности строится по принципу: что вижу и трогаю, то и познаю. Важный результат той деятельности – добытые в ней знания. С одной стороны, расширяется объём и углубляются точные, ясные знания об окружающем мире. С другой стороны, в процессе познавательной деятельности возникает вторая группа знаний, ещё не совсем ясных, незавершённых. Они выступают в форме детских вопросов, предложений: «А что, если червяк вырастет, он может превратится в большую змею?» Неопределённость, проблемность являются мощным стимулятором умственной активности. Стремясь получить интересующую информацию, ребёнок сам продолжает её «добычу». И поиск захватывает не только его разум, но и эмоции, вызывает творческую активность. Проблемные знания возникают, развиваются, как правило, при самостоятельном поиске экспериментирования. Экспериментируя с новым предметом, ребёнок может получить совсем неожиданную для себя информацию, и поиски могут пойти совсем не традиционным путём. Здесь никто не принуждает ребёнка к мыслительной деятельности, запоминанию, не определяет ни порядка, ни объёма добываемых знаний и умений. Всё запоминается само собой, непроизвольно. Это своеобразный «институт» стихийного обучения, в котором не происходит переутомления ребёнка, потому что он также непроизвольно, позволяет ребёнку осуществлять поиск нужной ему информации в соответствии со своими интересами и желаниями.
Познавательно – практическая деятельность выступает в разной форме: стихийная или запланированная педагогом; возникающая по инициативе самого ребёнка, организованная старшими, или совместная – ребёнка и
взрослого. Воспитателю подчас трудно определить меру своего участия в развитии познавательной активности детей. Критерием должно быть стремление не подавлять детскую инициативу, не погасить желание ребёнка открыть мир. Необходимо поощрять активные действия детей в окружающей действительности, их желание подражать взрослым, перенимать их опыт и взгляды на мир, стараться отвечать на все их вопросы.
Анализируя практическую деятельность детей, педагоги пришли к выводу, что её следует рассматривать, с одной стороны, как целенаправленное, соответствующее возможностям и социальным задачам обучение, с другой, как самостоятельную активность ребёнка. Активность ребёнка обусловлена социальной ситуацией. Социальная ситуация развития включает в себя предметы, людей и правила взаимодействия людей между собой и с предметами. Но объективный, развивающий потенциал среды, его активное понимание и использование человеком для собственного развития редко бывает в соотношениях соответствия, то есть всё происходящее вокруг ребёнок не в соответствии самостоятельно узнать и понять, да и времени на э то уйдёт слишком много. Поэтому без помощи взрослого эта деятельность ребёнка малоэффективна. От чего же зависит уровень развития ребёнка, желание поскорее понять окружающее? От организации, содержания и предметов его деятельности. Основное значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений во взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявит их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному, поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Как показывает исследование, проведённое Е.М. Калининой, игры и опыты с объектами неживой природы (водой, воздухом, солнцем, песком) не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений, навыков и способностей, в том числе исследовательские и речевые. Опыты с природным материалом оказывают существенное влияние на развитее познавательной деятельности, понимание причинно – следственных связей, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Опыты с водой глиной песком и т.д. позволяют знакомить детей со свойствами и качествами различных природных материалов, их преобразованием в зависимости от изменения внешних свойств, а также средой обитания животных и растений. Как показало экспериментальное обучение Е.М. Калининой, для формирования адекватных представлений о неживой природе целесообразно использовать те объекты, которые непосредственно окружают ребёнка в повседневной жизни. Такой подход позволяет детям в процессе игры определить их цвет, форму, размер, упругость, запах, вес и т.д. В этом случае информация усваивается на основе межанализаторных связей, что делает опыт ребёнка более полным, достоверным и прочным. Известно, что чем больше органов чувств задействовано в познании объекта, тем более правильные и глубокие представления о нём можно сформировать у ребёнка. «Всё видимое - глазу, всё – слышимое уху, всё ощутимое – руке» (Я.А. Коменский). Кроме того, объекты неживой природы доступны, опыты с ними не требуют сложных приспособлений или специально созданных условий. Целесообразно использовать объекты неживой природы как на групповых так и на индивидуальных, с включением игр в песочнице, с водой, со снегом. Это одно из форм естественной деятельности с ребёнком, педагог формирует жизненный опыт и элементарные знания ребёнка.
Похожие статьи:
Характеристика программ по предметам
Русский язык. Задача начального обучения русскому (родному) языку – формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых. В качестве предмета усвоения в ...
Формирование мотивации учебной деятельности при обучении иностранных языков
Большинство школьных предметов представлены в массовых профессиях как знания, без которых профессиональная деятельность была бы затруднена. Почти все считают, что в той или иной степени овладели в школе математикой, физикой, географией и другими предметами, но очень осторожно высказываются об иностранном языке . И буквально единицы полагают, что после завершения школьного обучения они владеют язы ...