Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи. Затем выдвигаются предположения, осуществляется первоначальный анализ, отбираются способы проверки предложений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов. Познавательные задачи всегда содержат вопрос и обязательно основаны на некоторых данных, уже известных детям. Часть данных ребята должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования имеющихся и известных им способов действия. Незнание должно быть частичным тогда познавательную задачу можно будет решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает. К самостоятельному формированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что ребёнок делает неправильные выводы, тогда необходимо провести дополнительные наблюдения или опыты, чтобы каждый пришёл к правильным выводам. Учитывая специфику жизненного опыта детей, а именно: ограниченность, не системность знаний, недостаточность традиционных методик для развития внутренних планов действий и т.д., - формирование активности необходимо связать как с реальными действиями, так с более сложными умственными задачами.
Исследования ведущих психологов и педагогов современности (А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.Н. Подъякова, С.Л. Новосёловой и др.) доказывают, сколь важно учитывать в ходе учебно – воспитательского процесса собственную активность ребёнка. И если рассматривать формирование познавательной активности в связи с эмоциональной регулирующей поддержкой взрослого, то станет более необходимость развивать как можно раньше вне ситуативную познавательную активность ребёнка, наполняя и направляя её формы на повышение адекватности взаимодействия с предметом внешней средой и людьми.
Многие ученые высказывают мнение, что развитие ребенка происходит именно в познавательной деятельности, где формируется его познавательная активность, с помощью которой ребенок познает окружающий мир. Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является организация элементарных опытов, которые дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предметах окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детскую опытническую деятельность в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?) Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Считаю необходимым остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка.
Первый этап характеризуется проявлением любопытства. А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.
Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.
Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Овладевая опытнической деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт. На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Наблюдаются практические действия – ориентировочно-исследовательские.
Похожие статьи:
Формирование графических умений и навыков
на уроках ИЗО у учащихся 1-9 классов
В данном параграфе перед нами стоит задача рассмотреть теоретические основы понятий "умения" и "навыки" и процесс их формирования. Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений уча ...
Система форм активного обучения учащихся на примере
темы "Птицы"
Тематический раздел "Птицы" является этапом формирования базовых биологических компетентностей учеников по разделу "Биология животных". Изучения данного раздела со стопроцентным привлечением учеников класса к активным формам работы с использованием мультимедийных средств является довольно трудной задачей. Трудности обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. В ...