аффективный компонент – личностный смысл, который придается отношению;
операционально-деятельностный (поступочный, практический) компонент .
Таким образом, понятие «ценностное отношение» в психологической науке определяется как психическое образование, интегрирующее в себе результаты познания человеком какого-либо объекта действительности во время встреч с ним, все эмоциональные отклики на этот объект, а также формы поведенческих ответов при контакте с этим объектом.
Проблема формирования у личности ценностного отношения к объектам, явлениям действительности не должна носить абстрактный характер, так как нельзя сформировать ценностное отношение как отвлеченную категорию. Как ранее было отменено, поскольку ценностное отношение – это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нем является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели. Сформировавшись в определенном виде деятельности, они служат условием воспроизводства ценностного характера этого вида деятельности .
Особое место в исследовании проблемы профессиональной подготовки студентов педагогических учебных заведений в современных условиях занимают вопросы, связанные с формированием и развитием личности студента. Одним из значимых компонентов процесса профессиональной подготовки становится развитие ценностной сферы будущего учителя.
Педагогическая деятельность рассматривается исследователями, прежде всего, как особый вид профессиональной деятельности учителя. При этом обращение к педагогической деятельности учителя с позиции ее полифункциональности ряда отечественных ученых, выявило неоднозначную трактовку авторами данного понятия.
В концепции В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой, А.С. Роботовой педагогическая деятельность характеризуется как процесс, организованный учителем и направленный на обучение, воспитание и развитие личности учащегося. Анализ работ Г.М. Андреевой, Б.Т. Лихачева, А.К. Марковой, В.А. Сластенина и др. показал, что педагогическая деятельность учителя выступает в различных качественных проявлениях: процесс обучения; способ воспитания; социальное явление и социальное действие; средство самовыражения и развития природных задатков субъекта и объекта деятельности и т.п.
Выделяя общественную и социокультурную значимость педагогической деятельности, Б.Т. Лихачев представляет ее как особый вид общественно полезной деятельности, направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.
В тоже время, Н.Н. Полетаева, Н.М. Таланчук, Н.Е. Щуркова и др. характеризуют педагогическую деятельность как объективный фактор формирования ценностного мировоззрения личности, как способ самовыражения личностной позиции учителя, определяя тем самым ее социокультурную и психолого-педагогическую значимость.
Мы рассматриваем педагогическую деятельность будущего учителя, прежде всего, как средство развития его творческого потенциала (А.К. Маркова, Р.Х. Шакуров и др.), и как фактор формирования внутренней позиции, ценностно-смысловой сферы личности (Н.Н. Полетаева, Н.М. Таланчук, Н.И. Шевандрин), что предполагает целенаправленное и поэтапное включение студентов в освоение общечеловеческих и педагогических ценностей .
Ценностное отношение к профессиональной деятельности формируется в процессе проживания будущим учителем определенной системы общечеловеческих ценностей, синтезирующих педагогические ценности и ценность самой педагогической деятельности. Ценностное отношение к педагогической деятельности у будущего учителя проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности. При этом проблема ценностного отношения к педагогической деятельности есть проблема ценности этого отношения (М.С. Каган). Как психолого-педагогический феномен она связана с интересами, мотивами, потребностями, развитием ценностной сферы студентов как источниками личностного и профессионального смысла в педагогической деятельности. Специфика и особенность ценностного отношения к педагогической деятельности определяется не субъект - объектными связями, а межсубъектными отношениями, в которых оно и реализуется (А.К. Маркова).
Похожие статьи:
Характеристика рефлексивной деятельности учителя
В педагогической деятельности рефлексия является таким же необходимым компонентом, как и в любой человеческой деятельности. Б.З.Вульфов и В.Н.Харькин формулируют следующим образом определения наиболее значимых для нас феноменов: «Если рефлексия – цепочка внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванных возникающими в жизни вопросами, недоумениями, трудностями, поиск вариантов ответа на происход ...
Сущность понятия «самостоятельность»
Познавательная активность как условие дальнейшего успешного обучения. Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности. Феномен познавательно ...