Опытно-экспериментальная работа по организации природоохранной деятельности проводилась в Ярковской общеобразовательной средней школе в 4 классе. Учащиеся данного класса занимаются по программе " Школа России". Хотелось бы дать краткую характеристику класса. В 4 классе обучается 10 человек, из них 5 мальчиков и 5 девочек. Для всех учащихся характерен высокий уровень познавательного интереса. Анализ успеваемости качества учащихся показал, что в классе 5 человек успевают на 4 и 5, что составляет 50% качественной успеваемости, количественная успеваемость составляет - 100%. Большинство ребят класса являются участниками общешкольных и классных мероприятий.
Опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа:
констатирующий эксперимент;
формирующий эксперимент,
контрольный эксперимент.
Описание констатирующего эксперимента
Цель констатирующего этапа эксперимента - определить уровень сформированности экологической культуры и экологических знаний младших школьников.
Для определения уровня сформированности экологической культуры и знаний младших школьников на начальном этапе была взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из восьми вопросов.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа:
(согласен; не согласен)
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен не согласен
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен не согласен
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен не согласен
4. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
согласен не согласен
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
согласен не согласен
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен не согласен
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
согласен не согласен
8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
согласен не согласен
Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента - метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.
Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный - 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
высокий уровень;
средний уровень;
низкий уровень.
Оценка результатов:
7 - 8 правильных ответов - высокий уровень;
4 - 6 правильных ответов - средний уровень;
1 - 3 правильных ответов - низкий уровень.
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.
Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
В ходе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:
учащихся с высоким уровнем - 1 человек;
учащихся со средним уровнем - 5 человек;
учащихся с низким уровнем - 4 человека.
Высокий уровень - 10% учащихся;
Средний уровень - 50% учащихся;
Низкий уровень - 40 % учащихся.
Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической культуры и знаний учащихся на начальном этапе представим в таблице.
Таблица 1.
Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на начало исследования.
Уровень |
Количество учащихся, % |
высокий (7-8) |
1/10% |
средний (4-6) |
5/50% |
низкий (1-3) |
4/40% |
Таким образом, подводя итоги опроса, можно сделать вывод о том, что экологическая воспитанность у большинства учащихся, участвовавших в эксперименте, находятся на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет повышение уровня сформированности экологической воспитанности детей, путем включения их во внеклассную работу.
Похожие статьи:
Особенности деятельности социального педагога по реализации целевой социально-педагогической
технологии
Реализация целевой технологии во многом определяется индивидуальным стилем профессиональной деятельности специалиста (специалистов). Именно в индивидуальном стиле проявляется то особенное, что характерно для каждой личности профессионала, - искусство социально-педагогической работы. Это искусство проявляется во всем: в отношении к клиенту, к своей профессиональной деятельности, к самому себе, сво ...
Познавательное развитие дошкольников в художественном творчестве
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятель ...