Экологическая ситуация, которая сложилась в мире, требует изменений в мышлении и деятельности человечества. На современном этапе развития общества особенно актуальной является проблема формирования экологического сознания и культуры личности. Поэтому национальная доктрина развития образования в 21-ом веке одним из ключевых ставит вопрос об экологическом воспитании школьников, задача которого состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы учеников , вооружить знаниями, умениями и навыками экономного использования природных ресурсов, формировать природоохранный опыт детей.
Важное место в экологическом воспитании отводится начальной школе как звену становления личности, поскольку именно от природоохранного опыта младших школьников будет зависеть их деятельность в природе в будущем, а также умение предусматривать последствия своего поведения в окружающем мире.
Однако следует отметить, что учителя начальной школы в условиях классно-урочной системы организации обучения сталкиваются с противоречием между детскими потребностями в заботливом отношении к природе и низким уровнем развития у школьников природоохранных умений и навыков из-за недостаточности практической деятельности в природе. Современная школьная программа перегружена большим объемом информации по учебным предметам, которую необходимо усвоить в жестко регламентированные сроки. Тематические аттестации и государственные мониторинги отнимают много времени на подготовку, ограничивая возможности проведения природоохранной деятельности в природе. Бурное развитие общества, компьютеризация часто заменяют живое общение с природой на виртуальную реальность.
Считаем, что на современном этапе развития общества особенно актуальным является обращение к средствам и методам природоохранного образования, которые в свое время были введены в учебную деятельность выдающимися педагогами прошлого: Я. Коменским, Дж. Локком, Ж. - Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Макаренко, К. Ушинским. Именно их взгляды и учения стали основой построения воспитательных систем для многих педагогов современности. Можно сказать, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.
Тема курсовой работы является актуальной, так как необходима специально организованная работа, направленная на развитие у детей ответственного отношения к природе, а также необходимость существенно поднять уровень экологического воспитания.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод об актуальности нашего исследования. Актуальность определила тему нашего исследования: "Методика организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников".
Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: организация природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников.
Цель исследования: разработать методику организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить сущность и основное содержание понятий экологическое воспитание и природоохранная деятельность.
3. Разработать и экспериментально апробировать систему работы по организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что организация природоохранной деятельности учащихся начальной школы будет осуществляться более успешно, если экологическое воспитание учащихся будет осуществляться посредством включения их в разнообразные формы учебной и внеклассной экологической деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике. Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является опытная работа.
Этапы исследования:
Первый этап - теоретический: анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы курсовой работы.
Второй этап - экспериментальный: проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Третий этап - обобщающий: анализ и сравнение полученных результатов, и литературное оформление курсовой работы.
База исследования: Ярковская общеобразовательная средняя школа.
Похожие статьи:
Технологии используемые мной в экспериментальном кружке «Тесто-пластика»
Отношения детей инвалидов и здоровых детей очень тревожат меня. И в качестве эксперимента летом 2008 года я работала педагогом дополнительного образования в Санаторно-лесной школе №7. В ходе эксперимента я отследила особенности творческих работ детей и выявила результат эффективной работы кружка «Тесто-пластика». Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, так как век ...
Повышение квалификации работников системы образования на основе
использования дистанционных учебно-методических комплектов
Основные идеи перехода к профильному обучению на старшей ступени общего образования состоят в том, что образование должно стать более ориентированным на индивидуальные потребности школьников, учитывать их дальнейшие профессиональные интересы, способствовать социализации подростков. Организация системы профильного обучения влечет за собой ряд необходимых нововведений, назовём только некоторые из н ...