Как российскими, так и зарубежными учеными уделялось и уделяется много внимания исследованиям творчества, развитию творческого начала, творческих способностей, изучению творческого воображения.
К сожалению, занимаясь проблемой творчества, психологи и педагоги обратили внимание на воображение ребенка только лишь несколько десятилетий назад. Поэтому эта сфера не достаточно изучена как с психологической, так и с педагогической точки зрения. Что создает определенные трудности в поиске методических средств активизации творческого воображения детей.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира.
По мысли Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве .
Подчёркивая значение воображения, В.И.Ленин назвал предрассудком мысль, что фантазия необходима только поэту: «Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии».
При помощи воображения человек выделяет те свойства, которые хотя и скрыты, но специфичны для данного объекта и наиболее рельефно отражают его общую, целостную природу (они могут или сформироваться в процессе развития объекта, или не возникнуть вообще, так и не претворившись в действительность, оставшись в сфере возможного). Воображение и творчество – не произвольное «вламывание» в объект, не разрушение его целостности; наоборот, это ее достраивание в согласии с особенностями объекта. Во многом справедлива известная метафорическая характеристика творчества, приписываемая французскому мыслителю М. Монтеню: создание того, чего в природе нет, но против чего она в принципе «не возражает».
Л.С. Коршунова считает, что при помощи воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.
С помощью воображения можно управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.
Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека, в чем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животного. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без сил воображения невозможно было б перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракету». Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни ученым человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».
Экспериментальное изучение творческого воображения стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов. В первой половине XX века влиятельным направлением в американской и европейской науке был бихевиоризм, представители которого игнорировали существование образов, исключая их из круга явлений, подлежащих изучению. Однако уже А. Осборн описывал творчество как направленное воображение, скомбинированное с намерением и усилием. Функция воображения – построение и создание образов – была признана важнейшей человеческой способностью (Р. Ассаджиоли). Ее роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения (С. Ариети; С. Парнс). В работе Х. Вернера была впервые сформулирована идея стадиальности развертывания воображения, связанная с операциональным характером умственного развития. Дж. Юлли и М. Кетчиол утверждали, что качественное своеобразие воображения отражает сложность стадии познавательного развития объекта. Сама необходимость исследования воображения и его вклада в творческий процесс возникла именно тогда, когда в распоряжении исследователей появились данные, раскрывающие значение образов для построения моделей мира (П. Шорт), описывающие такие их качества, как ситуативность (С. Лангер), широту охвата действительности (Х. Груббер).
Похожие статьи:
Изучение творчества А.П. Чехова в школе
Содержание курса русской литературы изложено в программе по литературе для средних школ, утвержденной Министерством Образования Республики Беларусь. Программой предусмотрено изучение творчества А.П. Чехова в пятых, шестых, восьмых, девятых и десятых классах. При изучении художественной литературы в 5–8 классах решается множество задач: · Развитие любви и интереса к чтению художественной литератур ...
Направления и технология организации занятий по тестопластике в группе
глухих детей дошкольного возраста
В данной части работы нами был разработан комплекс занятий по тестопластике для глухих детей. Данный комплекс рассчитан на занятия в течение 1 месяца. Занятий 1. Истоки образов игрушек из теста Цели: Обучающая: учить выявлять истоки образов традиционных игрушек из глины или теста; Воспитательная: воспитывать в ребятах чувство бережного отношения к духовной культуре прошлого; Развивающая: учить че ...