Направления и технология организации занятий по тестопластике в группе глухих детей дошкольного возраста

Новая педагогика » Способы развития художественно-творческих способностей у глухих дошкольников средствами тестопластики » Направления и технология организации занятий по тестопластике в группе глухих детей дошкольного возраста

Страница 1

В данной части работы нами был разработан комплекс занятий по тестопластике для глухих детей. Данный комплекс рассчитан на занятия в течение 1 месяца.

Занятий 1. Истоки образов игрушек из теста

Цели:

Обучающая: учить выявлять истоки образов традиционных игрушек из глины или теста; Воспитательная: воспитывать в ребятах чувство бережного отношения к духовной культуре прошлого; Развивающая: учить через образ выражать свое понимание истоков образов игрушек из глины или теста;

Задачи:

Закрепить знания учащихся по лепке из куска, декорированию игрушек и семантике древних знаков.

Создать любой образ, воплощающий космогонические представления наших предков и усилить его смысловое значение декорированием.

Учить выявлять общую идею, связывающую воедино образы и сюжеты, запечатленные в глине.

Научить видеть общее в образах игрушек разных народов.

Методические приемы

Оборудование

I. Теоретическая часть

1 . Вводный раздел. Постановка цели. Повторение пройденного. "Символика образов мироздания в народном искусстве"

2. Постановка проблемы.

3. Новая тема "Истоки образов глиняных игрушек" а) объяснение учителя; б) практическая работа по декорированию (разд. материал);

4. Решение проблемы, ответы учащихся.

Беседа по пройденному материалу, иллюстративный метод

Запись на доске.

Рассказ учителя; Демонстрация образцов и иллюстраций;

Запись в тетради

Беседа с учащимися, поиск решения проблемы, записи в тетради.

Наглядное пособие "Древние знаки мироздания"

Игрушки из м/фонда, наглядные пособия: "Трипольские богини плодородия" "Стилизованные образы птиц" Костяные амулеты "Утко-кони "

II. Практическая часть

1. Постановка практической задачи 2. Практическая работа

III. Заключение

Анализ выполненных работ, подведение итогов

Объяснение, пояснение, индивидуальная работа с учащимися

Самоанализ, анализ, выявление недостатков. Метод поощрения: Отбор лучших работ на выставку (в м/ф)

Музыкальный фон.

Демонстрация работ

План занятия

Теоретическая часть.

Народное искусство упорно хранит тайну своей вечной молодости. Оно подобно сказочному Древу жизни не перестает обновлять крону свежей листвой и в толще ствола наращивать годовые кольца. Древо жизни не умирает как символ вечно обновляющейся природы. Так и народное искусство – оно живет вечно, сохраняя инерцию мышления отцов, дедов и прадедов.

Все художественное творчество в каждую эпоху отмечено устойчивыми образами и мотивами, которые одно поколение переняло у предыдущего, а то – от предшествующего. Анализу этих устойчивых образов мы посвятим сегодняшнее занятие.

Сообщается тема занятия.

Вниманию детей предлагается видеофильм, знакомящий их с абашевской, дымковской, филимоновской и жбанниковской игрушкой.

Ребята, вы посмотрели видеофильм, познакомились с некоторыми народными промыслами, какие же образы наиболее часто встречаются в глиняной игрушке?

Д: Женщины, кони, бараны, олени, птицы, Сирины, Полканы и т.д. (далее в тексте ответы детей выделены курсивом)

Вот выявление их истоков, первоначального смысла и идей, которые вкладывали в них наши предки, составляет цель нашего занятия. Но прежде чем мы перейдем к ней, давайте вспомним:

Как украшались эти игрушки? Какие символы мироздания вам известны?

(Ответы детей, по окончании демонстрация наглядного пособия "Древние символы мироздания")

Рисунок 1

Наряду со знаковыми символами космогонии в традиционном искусстве гл. игрушки издавна выступают люди и животные Мы будем говорить о них достаточно долго, я прошу вас внимательно слушать думать и в конце разговора ответить на вопрос:

С чем, с какими явлениями жизни человека связано появление традиционных образов в игрушке из теста или глины? (Запись на доске)

Женские образы.

Самые распространенные образы в игрушке - женские фигурки. Одни стоят подбоченясь, другие с блюдом, третьи с младенцем, иные держат в высоко поднятых руках птиц (демонстрация образцов). Причем такие фигурки характерны для искусства Ср. Востока, Балкан, Восточной Европы. На древних праславянских вещах они изображаются с VII в. до н.э. и олицетворяют и богиню весны, и образы матери-земли, и матери всей природы. По представлению предков, земля была живым существом. Для человека прошлого неживой природы не существовало, вся она была живой и говорящей. Подобно человеку на зиму земля засыпала, успокаивалась, отдыхала, а с первыми вешними лучами просыпалась, пила талые воды, наполнялась живительными соками, расцветала пышным разнотравьем, родила, подобно женщине, добрый урожай. Вся жизнь человека была связана с землей-кормилицей. Она по-матерински заботилась о человеке, поила, кормила, одевала, страдала в пору засухи. Она принимала человека в свои объятия, когда прекращалась его жизнь. Вот каково содержание образа Мать-земля… Мудрый наш предок соединил воедино два образа-земли и матери, два жизнеутверждающих начала, дающих жизнь всему живому (обсуждение содержания нагл, пособия "Трипольские богини плодородия"). Дети отвечают на вопрос: "Почему ученые называют эти образы богинями плодородия?" – (Отпечатки зерен, знаки земли и засеянного поля).

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Понятие "мотивационные факторы" в психолого-педагогической литературе
Мотива́ция (от lat. "movere") - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности . Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на проц ...

Научно-педагогические требования к компьютерным учебным пособиям
В последнее время появляется огромное количество более или менее удачных компьютерных и мультимедийных продуктов, где практически всегда отсутствуют методические материалы по их использованию. Такие компьютерные учебные продукты, как утверждает Розов Н.Х. в своей статье, не являются полноценными компьютерными продуктами. Разработка учебного пособия должна производиться по блокам, или модулям. Так ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru