Полкан.
Интересный и загадочный персонаж в глиняной игрушке – Полкан. На груди его часто рисовалось лучистое солнышко. Полкан родственен древнеславянскому Яриле – божеству весеннего солнца. Славяне почитали Полкана полубогом и приписывали ему "невоображаемую резвость и быстроту". Про него говорилось как про огромного и доброго богатыря, защитника людей от сил зла. В народе образ Полкана – образ богатыря, одерживающего верх над силами стужи и тьмы и освобождающего от их власти землю, просыпающуюся под лучами вешнего солнца. Различают образ молодого Полкана-Ярилы-весеннего, и бородатого пожилого с лучистым солнцем на груди – Ярилы-летнего.
Т.о. Полкан олицетворяет, возможно Солнце и его производительную силу, дающую урожай крестьянским нивам, но это еще и единственный в своем роде образ неодолимо могучего богатыря. Это – выразительный и емкий образ тихой несокрушимой силы народной.
Мы с вами познакомились с наиболее распространенными образами глиняных игрушек. Теперь давайте попробуем четко и кратко выделить, что они олицетворяют.
После небольшой беседы составляется таблица (запись на лоске и в тетрадях):
Женщина – олицетворение земли, плодородия, урожая
Конь – светило, солнце, плодородие
Олень, лось , баран – небо и солнце, довольство и благо
Птица – солнце, небо, воздух
Утушка – вода и влага небесная
Полкан – солнце и силы добра
Сирин – добро и благополучие
Ну а теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале занятия: "С чем, с какими явлениями жизни человека связано появление традиционных глиняных игрушек?" После обсуждения в тетрадях записывается вывод: Все игрушки, тесно связаны с сущностью хозяйственной и трудовой жизни человека, с заботами об урожае и поголовье скота, с думами о будущем своего "рода - племени", его благополучии и довольстве.
Помимо этого ребятам предлагается ответить на вопрос: "Чем объясняется, что люди разных стран даже не подозревающие о существовании друг друга представляют мироздание в почти одинаковых символах и образах?". (Сходство процессов отражения природы в сознании людей).
Практическая часть.
Ребятам предлагается представить себя в роли мастера-игрушечника, живущего в начале XX-го века и:
1. Создать любой образ народной игрушки, отвечающий представлениям наших предков о мироздании.
2. Усилить смысловое значение образа декорированием.
Дети готовятся к занятию. Во время подготовки глины к работе (проминка) ставится несколько вопросов, уточняющих задание: а) какие способы декорирования могут быть использованы при выполнении задания (процарапывание, налепы, художественная роспись, роспись ангобами); б) поскольку работа должна быть представлена в законченном виде ребята определяют какой способ декорирования им следует исключить? (Худож. роспись, т.к. ею можно воспользоваться только после обжига); в) какой способ лепки является наиболее подходящим для выполнения этого задания? (Лепка из куска).
Ребята работают на фоне легкой народной музыки. Педагог работает индивидуально с каждым ребенком, консультирует и, при необходимости, помогает.
По окончании рассматриваются все работы. Каждый ребенок рассказывает о своей игрушке, что задумал, как подчеркнул смысловое звучание. Ребята анализируют ее, дают оценку тому, что и как удалось в работе.
В заключение они совместно с педагогом отбирают лучшие работы на выставку в мастерской. Педагог дает оценку работы группы.
Оборудование для педагога:
Видеофильм, образцы игрушек, наглядные пособия, раздаточный материал, магнитофон.
Оборудование для детей:
Альбомы (тетради), карандаши, ручки.
Стеки, ангобы, кисти, доски для глины, глина, тряпки, турнетки.
Занятие 2. План-конспект занятия в студии "Тестопластика"
Какой могучей силой является детская радость в повседневной жизни личности и коллектива (В. Сухомлинский)
Цели и задачи:
Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар) и видоизменять её для создания выразительных образов: оттягивать, вдавливать, рассекать, делать насечки, дополнять налепами.
Развивать эстетический и художественный вкус детей, умение видеть прекрасное в жизни, в её бесконечном многообразии, развивать творческие способности.
Воспитывать у детей интерес к искусству как средству выражения чувств, мыслей.
Оборудование: общая композиция - панорама лета, выполненная в технике рельефной лепки.
Материал и инструменты: тесто, стеки, вода, краски, клей, кисти, лак, колпачки фломастеров, иллюстрации картин по теме "Лето", репродукции, стихи; музыкальный ряд: песня "Ах, лето", "Времена года".
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.
Похожие статьи:
Технологии используемые мной в экспериментальном кружке «Тесто-пластика»
Отношения детей инвалидов и здоровых детей очень тревожат меня. И в качестве эксперимента летом 2008 года я работала педагогом дополнительного образования в Санаторно-лесной школе №7. В ходе эксперимента я отследила особенности творческих работ детей и выявила результат эффективной работы кружка «Тесто-пластика». Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, так как век ...
Цели и особенности учебного процесса в становлении и развитии клубных
формирований
Четкая обоснованная и масштабная цель – первое условие жизнеспособности самодеятельного объединения. Цели клубных объединений социально детерминированы и должны быть квалифицированно «переведены» на педагогический язык должны воплотиться в детальную программу педагогических действий. Общественная значимость клубного объединения зависит от идеологической и культурной ценности занятий, интерес к ко ...