Направления и технология организации занятий по тестопластике в группе глухих детей дошкольного возраста

Новая педагогика » Способы развития художественно-творческих способностей у глухих дошкольников средствами тестопластики » Направления и технология организации занятий по тестопластике в группе глухих детей дошкольного возраста

Страница 2

Таким образом, женские фигурки были тесно слиты с образами земли и женщины, с идеей воскрешения природы и растительности жаркими лучами весеннего солнца. Н-р, образ женщины с птицами в поднятых руках, трактуется как моление "матери сырой-земли" о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для ее плодородия (детям дается раздаточный материал, и предлагается в теч. 2-х минут знаками и символами подчеркнуть смысловое значение предложенного образа).

Конь.

Солнце для земледельца – это, прежде всего, свет, тепло, жизнь. Это и богатый урожай, а значит, и достаток, здоровье, счастье и благополучие. В народе говорили: " Не земля хлеб родит, а солнце". По представлению наших предков выезжало солнце на небо в колеснице, запряженной конями.

Часто в славянских преданиях эти кони - крылатые фантастические существа. Шерсть у них серебряная, хвост и грива – золотые, "из ноздрей пламя пышет, искры летят". Скачет "выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля и луга хвостом устилает". И наделен такой силой конь не случайно, ведь он – слуга жизнедающего светила и в тоже время его олицетворение. Отождествляли солнце с конем жители Ср. и Передней Азии. Так, Геродот писал о массагетах: "Быстрейшему из всех богов (солнцу) они посвящают быстрейшее животное (коней)". В Месопотамии над скачущей лошадью всегда изображался знак солнца. Как олицетворение солнца конь может "помогать" произрастанию хлебов, травы деревьев, плодовитости животных и " чадородию"женщин. Он – друг, помощник и советчик человека, (демонстрация образцов).

Днем служит солнцу конь, а вот ночью, когда солнцу нужно пересечь подземную реку, ему начинает служить утушка, или какая-либо другая водоплавающая птица. Вот поэтому-то утушка символизирует не только воду, но и солнце (демонстрация нагл, пособия, "Костяные амулеты "утко-кони"",с пояснением, что "утко-кони" являются круглосуточным оберегом).

Ну, а теперь ребята, взгляните на эту игрушку (демонстрация всадника на двуглавом коне). Ребятам предлагается внимательно осмотреть игрушку и найти в ней что-либо необычное, интересное (2 головы у коня, причем, головы разные - темная и светлая). Дети делают предположения, что может означать данный образ. Обобщив их ответы, сообщаю им, что у наших предков славян образ 2-х главого коня связан с весенним и осенним солнцем, с представлением о 2-х божественных существах близнецах, детях неба. А всадник на коне - воин, освобождающий весну от зимних оков, отпирающий весеннее солнце и вешние воды. Подчеркиваю, что образ появился благодаря смыслу, содержанию. Без него игрушка безмолвная форма.

Олень, лось, баран.

Олень-олицетворение солнца, неба. Причем, культ оленя более древний. Не случайно позднее, когда его сменил культ коня, на голове коня еще часто рисовали рога. На Среднем Востоке олень – "умирающее и воскресающее" солнечное божество ранних земледельцев. У скифов олень – солнце с сияющими золотыми рогами. Родственен оленю образ сохатого и барана. Частенько на боках этих игрушек рисовали большие буро-красные круги или огненные кресты. Баранам навивали большие рога, которые символизировали бесконечный бег солнца.

Кроме того, с этими образами было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на севере жить в изобилии и богатстве.

Птица.

"Жавороночки, Перепелушки,

Птички-ласточки! Прилетите к нам!

Весну ясую,

Весну красную

Принесите нам!"

Так окликали парни и девушки весну в день весеннего солнечного равноденствия. Верили люди, что дружным своим криком прогонят птицы с русской земли мрак и стужу и принесут "тепло-летушко". Именно поэтому большинство глиняных русских игрушек связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком.

Часто у славян птица с распростертыми крыльями символизировала солнце. Солнце представлялось птицей у др. германцев, индейцев Америки. Ученые считают, что крест в солярных знаках происходит от схематического изображения летящей птицы (демонстрация нагл. пособия, "Стилизованные образы птиц", с пояснением). С появлением христианства образы птицы-солнца и утушки были заменены на Сирина, и Алконоста. Птицы радости и печали чаще всего составляют композицию с древом жизни, причем древо жизни – символ всего живого, а охраняющие его две птицы – символ добра и семейного счастья. А вся композиция в целом означала жизненное благополучие. Но птица Сирин встречается у славян гораздо чаще чем Алконост (показ образцов). Согласно легенде эта птица с головой девы обитала в райских садах и своим сладкоголосым пением усыпляла всех, кто попадал в этот сад. Даря Сирина, человек как бы желает такой же сладостной жизни как в раю. Т.о. в игрушке, птицы – посланцы солнца, обогревающие природу и передающие ей плодородящее начало солнца.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Диагностика уровня развития физических качеств и физической подготовленности старших дошкольников на контрольном этапе исследования
Для выявления эффективности развития физических качеств дошкольников обеих групп после двух месячного общеподготовительного периода проводится контрольное тестирование, с помощью которого предполагается выявить уровень развития физических качеств дошкольников в контрольной и экспериментальной Таблица 6 – Сравнительные показатели развития физических качеств дошкольников Группы экспериментальная ко ...

Рефлексивные умения в профессиональной деятельности учителя
Рефлексия является одним из двигателей саморазвития личности, помогающая эмоционально пересмотреть, «пережить» осознаваемые достоинства и недостатки собственной личности. Рассматривая проблему рефлексии, мы акцентируем внимание на некоторых аспектах, которые представляются наиболее важными в рамках нашего исследования. Понятие рефлексии рассматривалось в работах философов (С.В.Гегель, Р.Декарт, И ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru