Установка на творчество формируется в тех случаях, когда руководитель перед своими участниками ставит именно творческие задачи: не просто достичь высокого уровня, сравняться с известным мастером или коллективом, а добиться того, чтобы работу самодеятельности признали как поиск собственного, необычного, новаторского решения. Установка на творчество закрепляется, если в процессе учебной работы или на выставках, смотрах и фестивалях самодеятельных коллективов особо поощряется, активно поддерживается индивидуальность их стиля, «собственный почерк», свежесть и оригинальность.
Работа по развитию ценностного отношения к творчеству требует от руководителя, помимо высокой личности культуры и образовательности, большего такта и мастерства.
Творчество – это не любая новизна, а создание общественно ценного, нового. Поэтому при развитии установки (установки) на творчество важно поощрять участников не на любые новации, а только на те, что имеют бесспорную общественную значимость.
Формирование установки на творчество – это только одна из частных педагогических задач. Развив потребность в творческом действии, нужно создать возможность в творческом действии, нужно создать возможность для творческой самореализации участников.
Способность к творчеству зависит от способности к самостоятельному мышлению, от умения принимать собственные решения. Они могут формироваться в процессе выполнения участником индивидуальных заданий, связанных с анализом и синтезом (рецензия на фильм или спектакль, обзор специального журнала, доклад по проблеме, интересующей коллег). Мышление особенно активно формируется тогда, когда участник должен сравнить несколько разных источников или точек зрения, (рассмотреть несколько рецензий или статей, содержащих различные мнения об одном и том же; аргументировано выбрать одну из позиций или определить собственную и т.д.).
Предпосылкой творчества является развитое воображение, способность к отдаленным ассоциациям и неожиданным решениям. Необходимый методический прием развития этих качеств – постановка творческой задачи с условием найти нестандартное решение. Особенно эффективен коллективный поиск, когда предложения одних будят воображение и фантазию других.
С целью развития творческих способностей участников работу художественных самодеятельных коллективов лучше строить на малоизвестном репертуарном материале: выбирать для эстрадного певца песню, которую он не слышал в исполнении эстрадной «звезды», - для театрального коллектива – пьесу, постановку которой на профессиональной сцене не могли видеть его участники. Работа над неизвестным для участников или новым репертуаром сразу ставит исполнителей в творческую ситуацию, вынуждает их искать собственное художественно – образное решение.
В развитии творческих способностей участников важно создавать условия для реализации индивидуальности каждого. Учет индивидуальных возможностей – один из принципов подбора репертуара в самодеятельности. Этот принцип имеет большое значение и в профессиональной деятельности. Однако нельзя не видеть в этом общем для тех и других принципов существенных различий.
Необходимое условие творчества активность личности. Однако, чтобы ее пробудить сделать правилом жизни коллектива, работа должна быть организована определенным образом, когда личность побуждается к активности самой ситуации, задачей и ее условиями.
Способы развития самодеятельности, активности и постановки, воспитываемых в творческую позицию получили в педагогике название проблемно – эвристической (т.е. искусство нахождения истины – система логических приемов и методических правил теоретического исследования) методики. Она исходит из признания нескольких уровней самостоятельности и активности, а также из не6обходимости выстраивания работы в последовательном перемещении на более высокие уровни.
Похожие статьи:
Приемы коррекции дизартрии
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности. Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция ...
Техника безопасности
Мех удобнее и безопаснее вырезать маленькими маникюрными ножницами, осторожно прорезая лишь тканевую основу и стараясь не повредить ворс; припуски в большинстве случаев оставляют около 4 – 5 мм, чтобы было безопаснее шить. Швы при изготовлении мягких игрушек можно использовать как ручные, так и машинные, в зависимости от материала. Для меха лучше всего использовать ручной петельный шов с шагом 2 ...