Компетентностный подход в образовании

Страница 1

Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым является компетентностный подход.

В научной, методической литературе достаточное количество характеристик компетентности. Это позволяет определить это понятие как интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Компетентностый подход заключается в овладении обучающимися практическими навыками использования приобретенных знаний во всех видах повседневной деятельности.

Внедрение компетентностного подхода предполагает внесение изменений в содержание и технологию организации образовательного процесса, в том числе и в систему оценивания образовательных результатов учащихся. Очень важно определить содержание компетенций, которые позволяют ученику адаптироваться в обществе, выбрать соответствующую его потенциалу профессию.

Компетентностный подход представлен в «Стратегии модернизации содержания общего образования», через определение его целей в виде формирования ключевых компетенций в различных сферах деятельности.

На компетентностном подходе основана концепция образованности.

В этом случае образование – процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе исследования социального опыта и осмысления собственного опыта обучаемых.

Образованность с позиции компетентностного подхода – индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы, опираясь на свой социальный опыт.

1. Компетентностный подход позволяет пересмотреть взгляды на возможности каждого ребенка.

2. На первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения.

3. Изменение методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентности учеников взависимости от их личных склонностей интересов.

4. Радикальный отказ от традиционных процедур оценивания.

Советом Европы определен перечень универсальных компетенций:

· Информационная;

· Социальная;

· Коммуникативная;

· Учебно-познавательная.

Ключевые компетенции как результат образованности учащихся, соответствующий концепции модернизации.

1. Компетенция в познавательной сфере:

v Умение работать с различными источниками информации;

v Умение моделировать;

v Умение наблюдать, ставить эксперимент;

v Умение объяснять явления, процессы и другие познавательные умения.

2. Компетенция в сфере гражданского воспитания:

v Воспитание гражданина;

v Воспитание общественного деятеля, лидера;

v Воспитание потребительской культуры;

v Воспитание избирателя.

3. Компетенция в социально-трудовой деятельности:

v Умение анализировать ситуацию на рынке труда при определении, выборе будущей профессии;

v Умение устанавливать связь между приобретенными знаниями и социальной ситуацией;

v Умение саморазвития, самообразования.

4. Компетенция в бытовой сфере:

v Умение заботиться о своем здоровье;

v Умение организовать быт;

v Умение быть семьянином, выполнять различные социальные роли (быть мужем, женой, отцом, матерью, сыном, дочерью и др.)

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Организация и проведение опытов с объектами неживой природы в старшей группе дошкольного учреждения
В ходе своей работы я пришла к выводу: чем больше опыта тем больше ребёнок способен мыслить и рассуждать. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом. В переводе с греческого слово “атмосфера” означает “воздух вокруг Земли”. Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ...

Цель, задачи, методы и организация исследования
Для изучения роли мотивационных факторов выбора профессии у старшеклассников в выборе профессии на базе МОУ "Викуловская коррекционная школа-интернат" был проведен эксперимент. . Эксперимент состоял из трех этапов: 1 этап - диагностика сформированности внутренних мотивационных факторов выбора профессии школьников. 2 этап - работа по изучению роли мотивационных факторов выбора профессии ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru