Методы работы по орфографии в школе

Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов orthos (правильный) и grapho (пишу); буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин «правописание» .

В современном понимании орфография – это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей.

Орфография, как система правил, состоит из пяти разделов:

1) правила передачи фонем буквами в составе слов;

2) правила употребления прописных (заглавных, больших) и строчных (малых) букв;

3) правила переноса слов из одной строки в другую;

4) правила о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов;

5) правила графических сокращений слов.

Каждый из этих разделов покоится на определенных принципах. Центральным разделом орфографии является первый.

Обучение орфографии в школе ставит перед собой целью формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Школа не стремится обеспечить абсолютную орфографическую грамотность учащихся, т. е умение пользоваться всеми действующими правилами. Задача школы – сформировать относительную орфографическую грамотность, т.е. умение писать слова в соответствии с изученными орфограммами, включая некоторые непроверяемые написания.

Орфограмма – это написание в слове, соответствующее какому-либо орфографическому правилу. Чтобы научиться правильно писать, в первую очередь нужно сформировать у учащихся умение обнаруживать орфограммы, то есть те места в слове, в которых можно допустить ошибку.

В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:

Нахождение в словах орфограмм;

Написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;

Обоснование орфограмм;

Нахождение и исправление орфографических ошибок.

В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей внимания и памяти, формирование у них установки на запоминание, опора на осознание сути изучаемого явления.

В формировании орфографических умений и навыков участвуют следующие виды памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная (кинестезическая) и моторная.

Слуховая память – это способность запоминать на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.

Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.

Речедвигательная (кинестезическая) память опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником.

Практика подтверждает, что следует опираться одновременно на все виды орфографической памяти. На уроке это проявляется в использовании и диктанта, и списывания, и проговаривания, и многократной записи одного и того же слова. Важно найти для каждого вида орфограммы необходимую последовательность .

На уроках орфографии школьники обучаются писать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Для работы над ними сложились разные методики, т.к. одна из них имеет дело с множеством слов, определяемых одним правилом, а другая – с отдельными словами.


Похожие статьи:

Цели и особенности учебного процесса в становлении и развитии клубных формирований
Четкая обоснованная и масштабная цель – первое условие жизнеспособности самодеятельного объединения. Цели клубных объединений социально детерминированы и должны быть квалифицированно «переведены» на педагогический язык должны воплотиться в детальную программу педагогических действий. Общественная значимость клубного объединения зависит от идеологической и культурной ценности занятий, интерес к ко ...

Сравнительный анализ изложения темы в различных школьных учебниках
Учебное пособие А.Г. Гейна «Информатика. 7-9 классы» (1) соответствует минимуму содержания курса информатики. Некоторые разделы школьного курса представлены в широком объеме, а тема «Поиск и хранение информации» рассматривается, только на двух уроках. Первый урок посвящен основам баз данных и информационно-поисковых систем, а также занесение информации в базу данных. На втором уроке рассматривают ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru