Методы работы по орфографии в школе

Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов orthos (правильный) и grapho (пишу); буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин «правописание» .

В современном понимании орфография – это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей.

Орфография, как система правил, состоит из пяти разделов:

1) правила передачи фонем буквами в составе слов;

2) правила употребления прописных (заглавных, больших) и строчных (малых) букв;

3) правила переноса слов из одной строки в другую;

4) правила о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов;

5) правила графических сокращений слов.

Каждый из этих разделов покоится на определенных принципах. Центральным разделом орфографии является первый.

Обучение орфографии в школе ставит перед собой целью формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Школа не стремится обеспечить абсолютную орфографическую грамотность учащихся, т. е умение пользоваться всеми действующими правилами. Задача школы – сформировать относительную орфографическую грамотность, т.е. умение писать слова в соответствии с изученными орфограммами, включая некоторые непроверяемые написания.

Орфограмма – это написание в слове, соответствующее какому-либо орфографическому правилу. Чтобы научиться правильно писать, в первую очередь нужно сформировать у учащихся умение обнаруживать орфограммы, то есть те места в слове, в которых можно допустить ошибку.

В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:

Нахождение в словах орфограмм;

Написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;

Обоснование орфограмм;

Нахождение и исправление орфографических ошибок.

В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей внимания и памяти, формирование у них установки на запоминание, опора на осознание сути изучаемого явления.

В формировании орфографических умений и навыков участвуют следующие виды памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная (кинестезическая) и моторная.

Слуховая память – это способность запоминать на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.

Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.

Речедвигательная (кинестезическая) память опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником.

Практика подтверждает, что следует опираться одновременно на все виды орфографической памяти. На уроке это проявляется в использовании и диктанта, и списывания, и проговаривания, и многократной записи одного и того же слова. Важно найти для каждого вида орфограммы необходимую последовательность .

На уроках орфографии школьники обучаются писать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Для работы над ними сложились разные методики, т.к. одна из них имеет дело с множеством слов, определяемых одним правилом, а другая – с отдельными словами.


Похожие статьи:

Разработка элективного курса
Элективные курсы в условиях профильной школы наряду с собственно профильными предметами способствуют созданию необходимой базы для понимания вузовских программ и научной литературы вообще, а также для формирования компетентности учащихся. В данной работе мы предлагаем программу элективного курса по физическим основам теории протекания для учащихся XI класса физико-математического профиля. Курс ра ...

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности. Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru