Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Аул-Бергульской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса коррекционно- развивающего обучения в количестве 8 человек: 2 девочки и 6 мальчиков, возраст детей 9- 10 лет.
Целью практического исследования стало изучение возможностей коррекции и развития коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта
Были поставлены следующие задачи
:
1. Провести диагностику основных психофизиологических характеристик детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Подобрать методы и приёмы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков детей с нарушением интеллекта.
3. В ходе формирующего эксперимента на основе принципа «работы по продвижению» разработать Программу коррекции и развития коммуникативных умений у детей с нарушением интеллекта, обучающихся в классах КРО в общеобразовательных школах.
4. Повторной диагностикой проверить эффективность данной программы.
Для решения поставленных задач был применён комплекс разнообразных методов
:
- Изучение медицинской документации, личных дел, характеристик.
- Определение уровня работоспособности детей в соответствии с психолого-педагогической дифференциацией.
- Методы тестирования для изучения психических процессов детей с нарушениями интеллекта (методики диагностики уровня развития коммуникативных умений).
Изучение медицинской документации, личных дел, характеристик.
Обследование начиналось со сбора общих сведений о ребенке, которые записывались со слов матери. Изучалась медицинская и педагогическая документация, заключение медико-педагогической комиссии. По данным педагогических наблюдений дается краткая характеристика на ребенка (отмечается неустойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему дефекту).
Изучаются данные о раннем психологическом развитии:
а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками;
б) когда стал держать голову;
в) когда стал самостоятельно садиться, ходить;
г) когда появились зубы;
д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал);
е) появление навыков самообслуживания.
Речевой анамнез: отличается время появления и характеристика гуления, лепета, первые слова фразы; как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно; причины и время отклонения в развитии); с какого времени замечено нарушение речи; речевая среда, в которой рос ребенок; занимается ли с логопедом. Дается характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями).
На основе анамнеза общих сведений о ребенке делается вывод о протекании пренатального, интранатального, постнатального периодов (с отклонениями, без отклонений). На основании сбора анамнеза была составлена Таблица 1 результатов сбора анамнестических данных.
Таблица 1 Результаты анализа анамнестических данных
МКБ-10 |
Общий анамнез | ||||
Расшифровка DS |
Этиология |
Перенесенные ребенком заболевания | |||
1 |
Андрей А. |
F70.0 |
Лёгкая у. о. с нарушениями эмоционально-волевой сферы |
Социокультурный компонент, экзогенно |
Циклические аффективные реакции неуточнённого генеза (эндогенное?) |
2 |
Василий К. |
F70.8 |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность, миопия высокой степени ОИ |
экзогенно |
Частые заболевания различной этиологии и патогенеза |
3 |
Дина Б. |
F70. |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность |
экзогенно |
Частые ОРВИ |
4 |
Витя Ч. |
F70. |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность |
экзогенно |
Частые ОРВИ в дошкольном возрасте |
5 |
Аня С. |
F70. |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность |
экзогенно |
Частые заболевания различной этиологии и патогенеза |
6 |
Саша Л. |
F70.1 |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность, нарушения поведения |
Алкогольный синдром плода, неблагоприятные условия воспитания |
Астенический синдром |
7 |
Иван М. |
F70.8 |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность, дизартрия, нарушения с ДУ |
экзогенно |
Задержка психоречевого развития, асфиксия в родах, гипоксия плода, гипотрофия новорождённого |
8 |
Гриша С. |
F70 |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность |
Эндокринные нарушения, вызванные старением половых клеток |
Дисфункция щитовидной железы, астматический компонент. |
Похожие статьи:
Роль
и место способов интеграции в начальной школе
Интеграцию обучения сегодня пытаются внедрить прежде всего на его первом этапе – в начальной школе. Сущность интеграции многокомпонентного содержания начального образования заключается в том, что она даёт возможность ребёнку воспринимать предметы и явления целостно, разносторонне, системно и эмоционально. По существу, интеграция обучения имеет целью уже в начальной школе заложить основы целостног ...
Цель, задачи и содержание формирующего эксперимента
С целью совершенствования и развития качеств слухового и зрительного внимания, была предпринята попытка определения содержания системы коррекции нарушения внимания, для повышения эффективности логопедической работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: Анализ методической литературы с целью отбора игр и упр ...