Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Аул-Бергульской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса коррекционно- развивающего обучения в количестве 8 человек: 2 девочки и 6 мальчиков, возраст детей 9- 10 лет.
Целью практического исследования стало изучение возможностей коррекции и развития коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта
Были поставлены следующие задачи
:
1. Провести диагностику основных психофизиологических характеристик детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Подобрать методы и приёмы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков детей с нарушением интеллекта.
3. В ходе формирующего эксперимента на основе принципа «работы по продвижению» разработать Программу коррекции и развития коммуникативных умений у детей с нарушением интеллекта, обучающихся в классах КРО в общеобразовательных школах.
4. Повторной диагностикой проверить эффективность данной программы.
Для решения поставленных задач был применён комплекс разнообразных методов
:
- Изучение медицинской документации, личных дел, характеристик.
- Определение уровня работоспособности детей в соответствии с психолого-педагогической дифференциацией.
- Методы тестирования для изучения психических процессов детей с нарушениями интеллекта (методики диагностики уровня развития коммуникативных умений).
Изучение медицинской документации, личных дел, характеристик.
Обследование начиналось со сбора общих сведений о ребенке, которые записывались со слов матери. Изучалась медицинская и педагогическая документация, заключение медико-педагогической комиссии. По данным педагогических наблюдений дается краткая характеристика на ребенка (отмечается неустойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему дефекту).
Изучаются данные о раннем психологическом развитии:
а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками;
б) когда стал держать голову;
в) когда стал самостоятельно садиться, ходить;
г) когда появились зубы;
д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал);
е) появление навыков самообслуживания.
Речевой анамнез: отличается время появления и характеристика гуления, лепета, первые слова фразы; как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно; причины и время отклонения в развитии); с какого времени замечено нарушение речи; речевая среда, в которой рос ребенок; занимается ли с логопедом. Дается характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями).
На основе анамнеза общих сведений о ребенке делается вывод о протекании пренатального, интранатального, постнатального периодов (с отклонениями, без отклонений). На основании сбора анамнеза была составлена Таблица 1 результатов сбора анамнестических данных.
Таблица 1 Результаты анализа анамнестических данных
МКБ-10 |
Общий анамнез | ||||
Расшифровка DS |
Этиология |
Перенесенные ребенком заболевания | |||
1 |
Андрей А. |
F70.0 |
Лёгкая у. о. с нарушениями эмоционально-волевой сферы |
Социокультурный компонент, экзогенно |
Циклические аффективные реакции неуточнённого генеза (эндогенное?) |
2 |
Василий К. |
F70.8 |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность, миопия высокой степени ОИ |
экзогенно |
Частые заболевания различной этиологии и патогенеза |
3 |
Дина Б. |
F70. |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность |
экзогенно |
Частые ОРВИ |
4 |
Витя Ч. |
F70. |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность |
экзогенно |
Частые ОРВИ в дошкольном возрасте |
5 |
Аня С. |
F70. |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность |
экзогенно |
Частые заболевания различной этиологии и патогенеза |
6 |
Саша Л. |
F70.1 |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность, нарушения поведения |
Алкогольный синдром плода, неблагоприятные условия воспитания |
Астенический синдром |
7 |
Иван М. |
F70.8 |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность, дизартрия, нарушения с ДУ |
экзогенно |
Задержка психоречевого развития, асфиксия в родах, гипоксия плода, гипотрофия новорождённого |
8 |
Гриша С. |
F70 |
Лёгкая у. о., моторная недостаточность |
Эндокринные нарушения, вызванные старением половых клеток |
Дисфункция щитовидной железы, астматический компонент. |
Похожие статьи:
Психолого-педагогическая характеристика
мотивационной сферы старшеклассников
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед старшим школьником возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, со ...
Формирование ценностного отношения к
профессиональной деятельности у будущих учителей
Учитывая результаты диагностических исследований, полученных на констатирующем этапе эксперимента, были внесены изменения в условия формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей, входящих в состав экспериментальной группы. В целях оптимизации процесса формирования у студентов, будущих учителей, ценностного отношения к профессиональной де ...