Анализ анамнестических данных, медицинской документации, протоколов ПМПК позволил установить, что у всех исследуемых детей пренатальный, интранатальный, постнатальный периоды протекали с отклонениями: тяжелые токсикозы беременности, инфекции, интоксикации, в том числе и лекарственными препаратами, хронические заболевания матери, употребление алкоголя, курение во время беременности, патология родов, травмы, родовозбуждение, инфекционные заболевания детей, перенесенные в раннем возрасте. В анамнезе отмечается органическое поражение центральной нервной системы, повлекшее снижение интеллекта до лёгкой степени. Ранее психомоторное и речевое развитие протекало с задержкой.
Определение уровня работоспособности детей в соответствии с психолого-педагогической дифференциацией.
Исходя из наблюдений за учебно-воспитательным процессом, общением детей друг с другом, бесед с родителями, учителями, воспитателем группы продлённого дня и вспомогательным персоналом, была составлена психолого-педагогическая характеристика класса в целом и психолого-педагогическая характеристика каждого ребёнка.
Психолого-педагогическая характеристика класса
.
У всех детей класса отмечается недоразвитие коммуникаций, нет желаний идти на контакт со сверстниками. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и так далее. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых ребят эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, апатия).
Дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием.
Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности ("лишь бы сделать"). Дети не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение.
Психолого-педагогическая характеристика каждого ребёнка.
1. Андрей А.– (10 лет) У мальчика нестабильная нервная система, из-за этого случаются частые смены настроения, что влияет на его поведение. Мальчик охотно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.
Речь на низком бытовом уровне, фразы короткие, односложные. Словарный запас беден, ограничен. Нарушена звукопроизносительная сторона речи. Имеются проблемы развернутого высказывания и понимания речи.
Внимание неустойчивое, рассеянное, часто отвлекается на посторонние предметы, звуки. Работоспособность низкая в учебной деятельности, но на занятиях труда, лепки и рисования мальчик работает достаточно продуктивно. Память механическая, помнит учебный материал долго.
Сенсорные эталоны отработаны: знает, узнает и называет 6 основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный), цифры от 1 до 10, три основные формы (круг, квадрат, треугольник), различает величину предметов. Ориентировка во времени ограничена. Достаточно усвоены пространственные представления относительно собственного тела, понимает пространственные ориентировки: вверх, вниз, слева, справа. К концу первого года обучения начал выполнять письмо по показу, сливать слоги и читать. На данный момент – послоговое чтение с пониманием содержания простых рассказов. Выполняет штриховку в разных направлениях, раскрашивает, рисует «человека». Самостоятельно может написать печатными буквами свое имя.
Моторика развита достаточно: вырезает картинки, хотя и не ровно, конструктивно обходится с пластилином, глиной, нанизывает на нитку большие и маленькие бусы, умеет обращаться с молотком и шить, играет с надувным мячом (шарами) довольно уверено и т.д.
Навыки самообслуживания развиты достаточно: обслуживает за столом себя сам и ест, не требуя особой помощи; самостоятельно ходит в туалет; умывается и вытирает руки аккуратно, не нуждаясь при этом в большой помощи; поднимается и спускается по лестнице, стараясь ставить одну ногу на каждую ступеньку, не держась при этом руками; снимает и одевает отдельные части одежды самостоятельно. Дома мальчик может самостоятельно накрыть на стол, согреть и заварить чай, убраться в комнате.
Похожие статьи:
Социокультурный подход в обучении иностранным языкам
В настоящее время существует великое множество подходов к обучению, предлагаемых методикой, педагогикой, дидактикой и другими науками. Мы остановились на тех, которые получили наибольшее распространение в нашей стране. С точки зрения Бим И.Л. «подход – это самая общая исходная концептуальная позиция, отталкиваясь от которого исследователь (сознательно или бессознательно) рассматривает большинство ...
Методика развития творческих способностей участников самодеятельности
Руководитель коллектива постоянно сталкивается с необходимостью определения (диагностики) художественно-творческих способностей участников, необходимого для правильной ориентации людей, пришедших в художественную самодеятельность для занятий тем или иным видом искусства. Диагностические данные нужны ему для оптимального художественного развития каждого участника, для осуществления индивидуального ...