Измерить эффективность работы классного руководителя сложно, т.к. сфера деятельности его очень широка (по функционалу: организационно-координирующая, коммуникативная, аналитико-прогностическая, контрольная функции). При таком объеме работы и гуманитарной направленности деятельности классного руководителя, нелегко добиться объективности в оценке его труда. Но педагогу – профессионалу необходимо отслеживать результаты своей деятельности, поэтому в методических рекомендациях Министерства образования указаны два уровня критериев:
1. Критерии результативности деятельности, которые отражают уровень достижений обучающих в своем социальном развитии:
§ уровень общей культуры и дисциплины учащихся;
§ психологический климат в классе;
§ уровень организации коллектива класса;
§ их гражданской деятельности и т.д.
2. Критерии процесса деятельности, которые позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя:
§ организация воспитательной работы с учащимися;
§ степень вовлеченности учащихся во внеклассные и внешкольные формы работы, в дополнительное образование;
§ взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, включая родителей, общественность, вспомогательный персонал образовательных учреждений.
Критерии эффективности позволяют классному руководителю
определить основные направления деятельности функционала, записанного в Типовом положении о классном руководстве, в соответствии с традициями и уставом школы, ее особенностями, собственными возможностями и предпочтениями, которые позволяют добиться положительных результатов.
Учитывая сложную социально-экономическую ситуацию образовательного учреждения и большую учебную нагрузку школьного учителя как преподавателя учебных дисциплин, следует предоставлять возможность педагогическому коллективу самостоятельно определять режим работы классного руководителя, исходя из конкретных обстоятельств и условий жизни школы, правилах внутреннего распорядка, расписания занятий, планах общей работы школы и др. (Справочник классного руководителя № 0)
Данные критерии не могут дать всей картины деятельности классного руководителя, потому что самой большей удачей классного руководителя, прежде всего, будет личностный рост учащихся. Критерии, разработанные Московским институтом открытого образования (МИОО), условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе.
Похожие статьи:
Понятие компетенции
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупност ...
Контрольный эксперимент
Для оценки эффективности и результативности педагогического воздействия на процесс формирования экологических представлений и положительного отношения к объектам природы посредством использования метода графического моделирования использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня сформированности экологических представлений о жизни животных, растений, объектах и явлениях природы ...