общение педагогический диалогический невербальный
Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками. Общение
, или коммуникация, – широкое и емкое понятие, которое применяется для обозначения осознанной и неосознанной вербальной связи, передачи и приема информации.
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:
· речевой – вербальный от лат. verbalis – устный, словесный;
· неречевой – невербальный.
Речь, как средство общения, одновременно выступает как:
· источник информации;
· способ взаимодействия собеседников.
В структуру речевого общения входят:
· значение слова, фраз;
· смысл слов, фраз;
· речевые звуковые явления:
o темп речи:
§ быстрый,
§ средний,
§ замедленный;
o модуляция высоты голоса:
§ плавная,
§ резкая;
o тональность голоса:
§ высокая,
§ низкая;
o ритм:
§ равномерный,
§ прерывистый;
o тембр:
§ раскатистый,
§ хриплый,
§ скрипучий;
o интонация;
o дикция речи.
· выразительные качества голоса:
o характерные специфические звуки, возникающие при общении:
§ смех,
§ хмыканье,
§ плач,
§ шепот,
§ вздохи;
o разделительные звуки:
§ кашель;
o нулевые звуки:
§ паузы;
o звуки назализации:
§ «хм-хм»,
§ «э-э-э» и др.
В речевом общении также играют важную роль:
· точность употребления слова;
· выразительность;
· доступность;
· правильность построения фразы;
· доходчивость фразы;
· правильность произношения звуков, слов, выразительность;
· смысл интонации.
Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является: плавная, спокойная, размеренная манера речи.
Похожие статьи:
Создание условий в группе для проведения опытов с детьми старшего
дошкольного возраста
Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные опыты, педагогу необходимо лишь создать условия для опытнической деятельности. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к проведению опытов в групповой комнате при активном участии родителей мною был создан уголок познавательно-практической деятельности в котором детям предоставлены широкие возможности для д ...
Самостоятельная работа и производственная практика как методы
профессионального саморазвития
В последние годы возрастает роль компетентностного подхода к подготовке специалистов, а также самостоятельной работы специалистов, и в связи с этим, особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов. (Рис 5) Рисунок 5 Методы профессионального саморазвития студентов Известно, что личность, ее способ ...