Развивая ребенка как реципиента (зрителя) и как созидателя, способного эмоционально эстетически видеть мир, выражать свое субъектно-актуальное содержание в изобразительной деятельности, важно научить понимать и создавать художественные образы, используя для этой цели специфические операции художественного мышления. Это, в свою очередь, позволит заложить линии преемственности в художественном становлении детей на последующих этапах развития. В современной психолого-педагогической науке возникли определенные противоречия: во-первых, между относительно невысоким уровнем развития психолого-педагогической теории художественного мышления, его прикладных аспектов и осознанием необходимости и возможности формирования художественного мышления у детей старшего дошкольного возраста; во-вторых, между предъявляемыми в дидактическом процессе требованиями к продуктам детской изобразительной деятельности (новизна, оригинальность, художественность и др.) и реальным неудовлетворительным уровнем художественного мышления дошкольника.
Художественное мышление детей старшего дошкольного возраста следует рассматривать как процесс целенаправленного опосредствованного художественного познания мира, который проявляется в единстве следующих особенностей: ассоциативности, метафоричности, парадоксальности. Оно реализуется с помощью ряда мыслительных художественных операций (трансформации, реинтеграции, персеверации, мультипликации), характеризуется эмоционально-чувственной окрашенностью, образной наглядностью и обеспечивает понимание или создание художественного образа.
Указанные выше особенности художественного мышления оказывают влияние на художественную трансдукцию и специфику создаваемых детьми художественных образов. Они интегрируются в типах художественного мышления: дохудожественном, фрагментарно-художественном и художественном.
Тип художественного мышления обусловлен типом субъектного опыта ребенка: его содержанием, структурой, путями приобретения. Художественному типу мышления детей соответствует художественно-эстетический тип опыта, который приобретается через экспериментирование, поисковые действия в изобразительной деятельности, продуктивное художественное общение, обучение на занятиях в изостудии. К числу условий формирования относятся также организация художественно-эстетической среды, применение методов и приемов художественной дидактики, смена субъектной позиции ребенка (от реципиента до «Я – Художник»).
Также необходимо развивать познавательную сферу дошкольников на материале народного искусства, т.к. народное искусство как проявление творчества близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества – одно из главных условий полноценного нравственного воспитания ребёнка и развития его творческих способностей. Материалом для занятий служат русские народные сказки, малые формы фольклора, предметы декоративно-прикладного искусства. Развитие познавательной сферы дошкольников осуществляется через разнообразные формы организации занятий. На занятиях дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы, учатся приемам декоративного рисования. Занятия включают в себя игры и упражнения на развитие познавательных функций, воспитание нравственно-волевых качеств; решение проблемных ситуаций.
Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, предмет – система предметов, случайность и т.д.).
Похожие статьи:
Особенности физического развития и двигательных нарушений детей младшего
школьного возраста с нарушениями зрения
Физическое воспитание детей с нарушениями зрения является важной составной частью воспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности. Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недост ...
Развитие полоролевого самосознания
Уже в шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девоч ...