Моделирование отечественного образования предполагает, что обновленное содержание дошкольного образования связано с личностным развитием ребенка. Гуманистическая парадигма, определяющая содержательную сторону дошкольного образования, актуализирует интерес к детской личности, ее развитию и саморазвитию, рассматривает дошкольный возраст как период накопления психических новообразований ребенка-дошкольника, освоения им социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и сверстниками. Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности – Потому изучение интереса, характера его изменения является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить интенсификацию процесса воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы развития познавательного интереса старших дошкольников на педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является художественное творчество, а именно произведения графики. Большую опасность для развития детского рисования представляет закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения должно входить развитие графических образов, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей.
Значение развития графических образов и преодоления стереотипности в изобразительной деятельности детей, недостаточное внимание к этой проблеме в практике ДОУ определяют актуальность темы исследования. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме развития познавательного интереса у старших дошкольников исходит из потребностей сферы дошкольного образования, а именно не разработанности личностно-деятельностного подхода в развитии познавательного интереса у старших дошкольников. На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития познавательного интереса касаются в основном школьного возраста.
Современные ученые рассматривают данную категорию с самых разных точек зрения: как источник умственной активности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Н.Ф. Добрынин, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин и др.), как особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.), как избирательная направленность личности на объекты и явления окружающей действительности (В.Б. Бондаревский, Л.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, Н.К. Постникова, Г.И. Щукина и др.), как структура, состоящая из потребностей индивида (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.Ф. Рыбалко, Б.А. Теплов и др.), в контексте развития мотивационной сферы личности (Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Л.М. Фридман и др.), как условие развития самостоятельности, повышения познавательной активности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблин екая и др.), как условие формирования интереса к процессу познания, источник радости и удовлетворения (Ш.А. Амонашвили, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, Н.Н. Поддьяков и др.).
Во многих исследованиях развитие познавательного интереса связано со способностью к самоизменению, самодвижению, построению себя как личности в процессе деятельности (Р.Р. Ветчинкина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Цукерман, И.С. Лкиманская и др.).
Однако, несмотря на то, что идея саморазвития личности дошкольника прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений она не находит должной реализации.
Мало работ посвящено познавательному развитию старших дошкольников при восприятии произведений графики. Некоторые вопросы по этой теме освящены в работах Г.Г Григорьевой, Т.Н Дороновой, Б.А Дехтерева, В.А Езикеевой, Т.Г Казаковой, В.С Кионовой, Н.А Курочкиной, Т.С Комаровой, Р.А Мирошкиной, Е.А Флериной
Изложенное выше положение определило выбор проблемы исследования: познавательное развитие старших дошкольников при восприятии произведений графики.
Целью курсовой работы является изучение и выявление особенностей познавательного развития старших дошкольников при помощи произведений графики.
Изучение научной литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста можно развивать познавательные способности с помощью произведений графики.
Предметом данного исследования выступают произведения графики.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
1) изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть познавательное развитие дошкольников в художественном творчестве;
3) охарактеризовать графику как средство познавательного развития детей
4) выявить педагогические условия ознакомления дошкольников с произведениями графики;
5) провести экспериментальную работу по изучению особенностей познавательного развития детей средствами графики.
В процессе исследования использовались различные методы исследования: изучения научной литературы, системный метод. Кроме того, применялись традиционные приемы: анализа, обобщения, принципа научности, взаимосвязанного изучения отдельных процессов и этапов, что способствовало обеспечению достоверности и надежности результатов исследования. Для полноты исследования данной проблемы применен также комплексный подход.
Теоретическая база исследования. В процессе работы над проблемой исследования изучались и анализировались труды ученых, которые внесли значительный вклад в постановку и разработку проблем, связанных с теоретико-практическими исследованиями по данному вопросу.
Научно-практическая значимость курсовой работы. Фактический материал, основные положения и выводы работы могут быть использованы в учебном процессе, при разработке и изучении лекционных курсов по дошкольной педагогике на факультетах высших учебных заведениях и других заведениях специального профиля, в спецкурсах и спец-семинарах по изучению данной темы, воспитателями детских садов. Положения курсовой работы могут быть использованы и в дальнейших научных исследованиях по данному вопросу.
Экспериментальной базой исследования являлось ДОУ №24 г. Ельца. В эксперименте принимали участие дети в возрасте 5–6 лет.
Структура и объем работы обусловлены актуальностью темы исследования, практической значимостью, целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, 2-х взаимосвязанных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Похожие статьи:
Двигательное развитие в онтогенезе
Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.В. Запорожец, В.Н. Аванесова, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.Я. Гальперин, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтма ...
Сущность сюжетно-дидактических игр
Игра становится основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игры помогают войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. В игре у ребенка первично - моделирование действий с предметами, вторично – общественные взаимоотношения. Игры влияют на все стороны психики ребенка, на развитие личности в целом. Социальные отношения являются фундаментом в развитии мышления, интеллекта и р ...