Рассмотрим приемы, с помощью которых можно научить ребенка воспринимать изобразительные средства и соотносить их с замыслом. В качестве одного их таких средств может служить сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, композиции и т.д.), поскольку оно ведет к пониманию ребенком средств художественной выразительности языка графики, способствует выявлению своеобразия приемов того или иного иллюстратора.
На занятиях с детьми старшей групп можно использовать сравнение иллюстраций, передающих жест, то или иное движение, мимику, которые являются близкими и понятными ребенку средствами художественного выражения.
Предварительное знакомство с восприятием иллюстраций знакомых детям книг В. Бианки «Первая охота» (рисунки Е. Чарушина), С. Маршака «Тихая сказка» (рисунки В. Лебедева), Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (рисунки Д. Шмаринова), русской народной сказки «Снегурочка» (рисунки А. Пахомова) показывает, что дети, рассматривая иллюстрации, правильно определяют их содержание, но не могут обосновать свои суждения .
При рассматривании иллюстраций очень часто дети испытывают затруднения в передаче их содержания, если они не могут вспомнить текст книги, относящейся к той или иной картинке. На изобразительные средства картинок (цвет, форму, композицию) почти не обращают внимания. Таким образом, иллюстрация служит средством припоминания текста. Как правило, рассматривание картинок бывает непродолжительным.
В последующей работе нужно стремиться научить детей видеть в иллюстрациях художественные средства, способствующие раскрытию образа.
С этой целью можно подбирать иллюстрации известных мастеров книжной графики: Ю. Васнецова, А. Каневского, В. Конашевича, Ю. Коровина, А. Пахомова, В. Сутеева, Е. Чарушина, Д. Шмаринова, на которых ярко переданы поза, движение, жест, мимика и цветовой колорит. Первая серия занятий должна быть посвящена сравнению иллюстраций, передающих различную позу, движение, жест. В ходе рассматривания следует задавать вопросы.
Сравнение картин поможет детям увидеть, что различные позы, движения, жесты по-новому раскрывают образ и передают различные моменты из жизни героя.
Для закрепления умения видеть движение, позу и соотносить их с содержанием можно провести игры: «Угадай, кто что делает», «Чем они непохожи?», «Найди похожую картинку» и др.
Последующую серию занятий следует направить на организацию восприятия детьми художественных средств, передающих настроение героя через мимику, которая воспринимается детьми по сравнению с восприятием поз и движений несколько труднее.
Можно взять иллюстрации из книг Г. Карлоза «Посмотрите, какие котята» (рисунки автора), К. Чуковского «Цыпленок» (рисунки Е. Чарушина), С. Михалкова «Веселые зайцы» (рисунки Е. Рачева), В. Бианки «Первая охота» (рисунки Е. Чарушина), А. Толстого «Три медведя» (рисунки Ю. Васнецова), В. Одоевского «Мороз Иванович» (рисунки В. Конашевича).
Затем можно прочитать текст и предложить еще раз рассмотреть иллюстрации. Интерес детей при повторном рассматривании не угаснет, а, наоборот, повысится, они будут соотносить настроение героя (как оно изображено на картинке) с прочитанным текстом.
Похожие статьи:
Формирующий эксперимент
Исходя из теоретических положений, рассмотренных в первой части настоящей квалификационной работы, из результатов констатирующей части исследования, где отмечены "слабые" места в формировании экологических представлений детей, видно, что требовалось проведение соответствующей работы в данном направлении и коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна. Гипотеза: есть воз ...
Понятие рефлексии, рефлексивная деятельность
Прежде всего, следует различить некоторые понятия: педагогическая рефлексия, рефлексивная деятельность педагога, рефлексия в педагогике. Последнее и составит предмет нашего разговора, и потому я хочу предварительно оговорить его отличие от первых двух - не давая строгих определений названным понятиям, я лишь очерчу сферу их применимости. Когда мы говорим о педагогической рефлексии, мы ставим акце ...