Иллюстрации художников при правильной организации обучения могут стать одним из эффективных средств выразительности образа в детских рисунках.
Также работу в старшей группе можно начать со знакомства детей с графикой как видом изобразительного искусства, например, «Беседа о том, как Карлсон открыл новое для себя искусство». После этого можно провести серию практических занятий по формированию у детей знаний и навыков использования таких средств выразительности рисунка, как линия, штрихи, тушевка, штриховка, пятно, точка, при этом познакомить детей с графическими изобразительными материалами (простой карандаш – мягкий и твердый, цветные карандаши, фломастеры, уголь, цветные мелки, пастель, сангина), возможностями их использования в собственной деятельности.
Далее следует познакомить детей с техникой рисунка как средством выразительности в книжной графике. Занятия: «Кто и как создает рисунки в книжках», «Певучая контурная линия», «О рисунках Л. Токмакова к шотландским народным песенкам», «Мир ликующих линий и красок» (мотивы народных росписей в рисунках Т.А. Мавриной), чтение и последующая драматизация потешки «Плетень» (авт. и худ. Т.А. Маврина), «О том, как художник Г.Д. Павлишин придумал рисунки в нанайской сказке «Мэгрен и его друзья», «Изящные рисунки Ю. Васнецова к книге «Шутки. Прибаутки».
Следующий этап работы должен посвящаться ознакомлению детей с таким средством выразительности, как рисунок, передающий движение героев, их характер через позу, жест, мимику, цветовую характеристику образа. Могут быть использованы художественно-развивающие игры, такие как «Угадай, кто что делает», «Чем похожи, чем не похожи?», «Убери лишнюю», «Найди непохожую», «Кому весело, кому грустно?», «Угадай настроение».
После этого предложить игры по типу лото: «Угадай настроение», «Кто смеется, кто плачет», «Кому весело, кому грустно», «Отгадай, какой характер у героя». Серия занятий может быть посвящена ознакомлению детей с ролью цвета в книжной графике: «О том, как цвет в иллюстрации помогает узнать состояние природы», «Когда весело, когда грустно» (художник цветом передает настроение героя). Можно провести ряд занятий, целью которых будет ознакомление детей с творческой манерой художника. Здесь нам помогут беседы по сравнению произведений, созданных на одну тему, но разными художниками-иллюстраторами.
2 – 3 следующих занятия могут быть посвящены знакомству детей с художниками, иллюстрирующими сказки (И.Я. Билибин, Н.М. Кочергин, В.Г. Сутеев, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, В.А. Милашевский, Е.М. Рачев, Ю.А. Васнецов и др.). Занятия: «Беседа о сказке», «Рисунки к сказкам о животных», «Рисунки к сказкам о волшебстве».
Хорошо провести театрализацию сказок, викторины, турниры знатоков русских сказок с участием родителей, праздники сказки и т.д. – конечно, с использованием изобразительной деятельности детей, музыкальные занятия, просмотр кино- и диафильмов. На занятиях по развитию речи дети могут сочинять свои сказки, придумывать новый конец сказки, играть в игру «Салат из сказок» (по Дж. Родари) и т.д.
Знакомство детей с творчеством иллюстраторов-анималистов, рисующих животных к рассказа, повестям (Е. и Н. Чарушины, М. Митурич, В. Курдов, Т. Капустина, Я. Манухин, С. Куприянов, В Горячева и др.). Этой теме можно посвятить 1 – 2 занятия.
Похожие статьи:
Семья как фактор формирования личности
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности. В процессе близких ...
Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста с псевдобульбарной дизартрией: первичная диагностика
Исследования Л.С. Выготского показали, что сложные психические процессы формируются на базе простых. Двигательные возможности ребенка, слуховое, зрительно-пространственное, тактильное и акустическое восприятие находятся в тесном взаимодействии с речью и влияют на нее. Развивая положительные эмоции ребенка, формируя интерес, используя невербальные способы общения, создавая потребность «говорить», ...