Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
В диалогических отношениях существуют две формы диалога:
· внутренний;
· внешний.
Для возникновения этих форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий. При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:
· выбор решения из альтернатив;
· разрешение проблемных ситуаций;
· поиск суждений относительно определенного факта или явления;
· решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
· выдвижение гипотез и предположений.
Для создания условий внешнего диалога проектируются:
· вопросительный образ общения;
· обмен мнениями, идеями, позициями;
· дискуссии;
· коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;
· полифункциональный анализ идей и гипотез;
· творческие мастерские.
Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагаются: противоречивость, возможность оценки, вопросительность и возможность выразить свою точку зрения для каждого из участников. Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.
Стиль педагогического общения и его структура
Под стилем педагогического общения
понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:
· коммуникативные возможности педагога;
· сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
· творческая индивидуальность педагога;
· особенности учащихся.
Похожие статьи:
Способы исправления ошибок
Важное место в общее системе работы по предупреждению речевых ошибок занимают специальные упражнения. Упражнения могут быть как письменные, так и устные. Формулировка заданий зависит от того, на какой стадии обучения осуществляется предупреждение ошибки. Существует множество таких упражнений. Учителю же главное найти и выбрать среди них те, которые будут более эффективно, помогать учащимся, снизи ...
Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста с псевдобульбарной дизартрией: первичная диагностика
Исследования Л.С. Выготского показали, что сложные психические процессы формируются на базе простых. Двигательные возможности ребенка, слуховое, зрительно-пространственное, тактильное и акустическое восприятие находятся в тесном взаимодействии с речью и влияют на нее. Развивая положительные эмоции ребенка, формируя интерес, используя невербальные способы общения, создавая потребность «говорить», ...