Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
В диалогических отношениях существуют две формы диалога:
· внутренний;
· внешний.
Для возникновения этих форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий. При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:
· выбор решения из альтернатив;
· разрешение проблемных ситуаций;
· поиск суждений относительно определенного факта или явления;
· решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
· выдвижение гипотез и предположений.
Для создания условий внешнего диалога проектируются:
· вопросительный образ общения;
· обмен мнениями, идеями, позициями;
· дискуссии;
· коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;
· полифункциональный анализ идей и гипотез;
· творческие мастерские.
Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагаются: противоречивость, возможность оценки, вопросительность и возможность выразить свою точку зрения для каждого из участников. Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.
Стиль педагогического общения и его структура
Под стилем педагогического общения
понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:
· коммуникативные возможности педагога;
· сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
· творческая индивидуальность педагога;
· особенности учащихся.
Похожие статьи:
Построение и реализация процесса формирования
дизайнерских навыков при обучении укладке керамической плитки
В процессе производственного обучения необходимо создавать условия и для эстетического воспитания учащихся — формировать восприятие красоты самого труда, воспитывать художественный вкус, умение создавать красивые изделия. Другим важным умением является привычка к экономическому расчету и к учету экологических последствий производства изделий. Когда сравниваются параметры, оценивается металлоемкос ...
Диагностика навыков культурного поведения у подростков
с нарушением интеллекта
На практическом этапе исследования с подростками с нарушением интеллекта в коррекционной школе-интернате был проведён тест на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях. На вопросы теста отвечали учащиеся 8 класса. Возраст учащихся 14-15 лет, всего в классе 12 человек: 7 девочек, 5 мальчиков. Вопросы теста связаны с: · правилами поведения на улице; · правилами поведения пр ...