Сегодня многие педагоги испытывают потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса, проявляют желание строить педагогическое взаимодействие на основе гуманистических принципов. В этой связи они считают необходимым пополнить свой теоретический и технологический арсенал. Необходимо отметить, что большинство педагогов обладает профессиональными умениями для поддержки личностного роста и развития индивидуальности студента, что педагогические коллективы учебных заведений стараются создать благоприятную нравственно-психологическую атмосферу. Студенты доверяют преподавателям и обращаются к ним в трудной жизненной ситуации.
Отсюда надо сделать вывод, что педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно-ориентированный характер.
Педагогическая поддержка профессионального саморазвития студента должна обеспечиваться учебно-воспитательным процессом, построенном на индивидуально-дифференцированном подходе и реализующемся через:
- создание педагогических условий для саморазвития студента в процессе изучения учебных дисциплин;
- организацию учебно-воспитательной деятельности таким образом, чтобы каждый студент был его полноправным субъектом, осознающим и использующим имеющиеся возможности для саморазвития личности; построение субъектного педагогического общения между студентом и преподавателем, выражающегося в признании значимости личности первого и способствующего утверждению активной жизненной позиции студента, как важного фактора, повышающего эффективность и интенсивность процесса профессионального саморазвития.
Выделяют три компонента профессионального саморазвития студентов.(Рис 4).
Рисунок 4 Компоненты профессионального саморазвития
Мотивационно-целевой компонент представляет собой совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей преобразования (саморазвития); подготавливает целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивает его.
Содержательно-операционный компонент включает систему научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие личности, способствует как саморазвитию человека в целом, так и в его профессиональной деятельности.
Рефлексивный компонент готовности предполагает наличие объективной оценки своим действиям студентами в процессе целенаправленного профессионально-личностного саморазвития. Его можно разделить на две части: оценка результатов преобразований и корректировка полученных результатов.
С целью активизировать профессиональное саморазвитие студенту в любом случае необходимы специальные приемы, методики и продуманные технологии.
Самоконтроль компетентности
· Оценка знаний современной экономики, менеджмента, отраслевых технологий, а также новаций, используемых в управлении, в том числе при проведении организационных преобразований. Для получения таких оценок можно использовать тесты знаний, практические задачи и анализ конкретных ситуаций. На основе полученных оценок важно сделать правильный вывод о характере изменения своей профессиональной компетентности за последний период времени.
· Оценка своих личностных профессионально важных качеств, например, таких, как критичность-самокритичность, уверенность-самоуверенность, зависимость-самостоятельность. Эти качества можно оценить у себя также с помощью специальных личностных тестов, анкет, самоанализа собственного поведения в значимых профессиональных ситуациях. Здесь также важно не просто измерить какие-то качества, а определить, в чем наблюдается прогресс (положительная динамика), а в чем он отсутствует.
· Определение причин как положительной динамики компетентности, так и ее отсутствия: это позволит уточнить и конкретизировать планы работы над собой на следующий этап карьерного роста.
Самоконтроль компетентности - процедура, которую желательно проводить если не постоянно, то как минимум периодически, не только с помощью самонаблюдения, но и посредством качественного инструментария.
Инвентаризация перемен в работе и в себе
Процедура, которую необходимо проводить раз в квартал или как минимум раз в полгода. Суть ее в учете, анализе и систематизации всех изменений в задачах, содержании, требованиях выполняемой работы, с одной стороны, и тех изменений, которые за этот период произошли в собственной личности и профессиональной компетентности - с другой. Подобные оценки позволяют определить, насколько они соответствуют друг другу. Смысл этой процедуры состоит в том, чтобы своей профессиональной готовностью постоянно опережать уровень изменяющихся требований к решаемым задачам.
Похожие статьи:
Энергосбережение на занятиях факультатива
Большую роль в обучении энергосбережению имеют занятия факультатива по программе «Азбука Берегоши». Содержание программы, реализуемое в игровой форме, позволяет привить учащимся 2—4 классов первоначальные навыки и усвоить простейшие способы экономии и бережливости электрической энергии на бытовом уровне. У учащихся формируются первоначальные представления об энергии и энергоресурсах, развиваются ...
Эксперимент сравнения итогов усвоения материала на традиционных уроках и
иновавционных с применением игровых технологий
Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающих поколений. И именно в этом его главная общественная ценность. Исследование включает в себя сравнения качества усвоения материала на традиционных и инновационных с применением игровых технологий. Эксперимент был проведён на базе Мышленской общеобразо ...